Новороссийск Четверг, 18 апреля
Культура, 27.10.2022 17:11

«Памятник не должен быть методом шантажа»: проверять братскую могилу в Новороссийске приехали краевые власти

Разговоры о том, что рядом с братской могилой в Мысхако расположен частный земельный участок, давно волнуют некоторых жителей села. В августе они заметили, что этот участок на меже с объектом культурного наследия федерального значения сформирован под гостиницу.

Местные сочли кощунственным возможность строительства коммерции с видом на братскую могилу, и начали обращаться во всевозможные инстанции в надежде добиться расформирования участка или изменения его целевого назначения. Ответы ведомств одинаково сообщали, что нарушений не выявлено.

И все-таки представители Управления государственной охраны объектов культурного наследия приехали в Новороссийск, чтобы пообщаться с жителями и самостоятельно выяснить: есть ли нарушения в формировании участка под гостиницу на границе с братской могилой, или нет.

- Благодаря павшим героям, которые лежат вот здесь (в братской могиле – прим. ред.), во время Великой Отечественной войны отстояли Новороссийск. Здесь похоронены молодые ребята, которые отдали свои жизни, чтобы мы сейчас жили. Во всех документах указано, что это – памятник истории. Где начало и где конец братской могилы – неизвестно. Эксгумацию никто не проводил, - рассказывает представителям управления охраны объектов культурного наследия активистка, попросившая не указывать ее имя. – Охранная зона должна составлять 100 метров. А фактически она - менее 40 метров. Это что же, в нашем многострадальном Мысхако не только виноградники, но и памятники будут застраиваться? Причём, не Музеями Великой Отечественной войны, а гостиницами. Тут и так отдыхающие ходят в купальниках, никакого уважения к павшим. А гостиница… Как она будет смотреться на фоне братской могилы? Администрация пишет, что ни при чём, собственник участка сам его сформировал и устанавливал зоны в Правилах землепользования и застройки… Как всегда. Помимо объекта культурного наследия есть ещё и защитная зона вокруг детской инфекционной больницы – 500 м. Сколько можно застраивать землю, за которую ранее проливали кровь?

Выслушав активистку Мысхако, представители управления государственной охраны объектов культурного наследия поделились своей позицией о происходящем.

- Территория объекта культурного наследия определена еще в 1975-м году. Для того, чтобы помочь муниципалитету благоустраивать территорию вокруг памятника, мы установили охранные зоны объектов культурного наследия по историческим границам. Именно поэтому все объекты (стелы с фамилиями погибших – прим. ред.) включены сейчас в охранную зону. Мы должны в любом случае основываться строго на требованиях закона, - подчёркивают представители управления госохраны объектов культурного наследия.



Жители Мысхако уточнили: почему, в таком случае, охранную зону установили только 4 августа 2022?

- Помимо того, что проект зон охраны (ПЗО) разрабатывается лицензированной организацией, он ещё и проходит экспертизу у трёх экспертов. Эксперты, как и разработчик проекта зон охраны, также изучают территорию и документы. На всё требуется время. Как бы вы ни были настроены негативно, эксперты учитывают всё. Поэтому принятие проекта зон охраны затянулось, - отвечает начальник отдела памятников архитектуры, истории и монументального искусства Алексей Петриченко. – Согласно действующей редакции Генерального плана, вокруг не «зелёнка», город развивается. Соответственно, мы разработали проект зон охраны, как раз для того, чтобы не допустить уничтожения памятника.

Как стало известно в ходе разговора с разработчиком ПЗО, охранная зона 100 метров, установленная законодательством, действует ровно до тех пор, пока не будет принят сам проект зон охраны, который может и сократить эту самую 100-метровую охранную зону. Получается, до 4 августа, когда был утверждён проект зон охраны, вокруг братской могилы действовала охранная зона в радиусе 100 метров? А значит, и участки под застройку не могли формироваться? На этот ответ разработчик ПЗО ответить не смогла – не знает. Хотя, может быть ответ кроется в том, что на обозначенном участке раньше располагалась столовая винзавода – капительное строение.

- Мы отвечаем непосредственно за памятники. Если бы вдруг что-то неправильное происходило в границах охранных зон, составляющих 40 метров, мы бы вышли с иском в суд. Всё, что происходит за пределами охранных зон, регламентируется Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки и Проектом планировки территории. То, что будет построено на смежном земельном участке, зависит от того, какие регламенты для него действовали на момент формирования. Это уже – вопрос к муниципалитету. Но памятник не должен быть методом шантажа, - призвал Алексей Петриченко. – И, давайте называть вещи своими именами: без решения главы ничего не будет. Все ответы мы вам в любом случае дадим. Но что касается нашей зоны ответственности – всё в рамках закона.

Там, где управление госохраны выявляет нарушения, действия следуют жёсткие. Например, в ситуации с размещением нестационарной кофейни в охранной зоне «Малой земли» ведомство готово даже судиться с администрацией Новороссийска, чтобы добиться сохранности мемориала и соблюдения законности. А в ситуации с братской могилой, как следует из заявлений представителей управления, нарушений не установлено. Однако жители Мысхако не намерены опускать руки и собираются добиться расформирования земельного участка. «Блокнот» продолжит следить за ситуацией.

Анастасия Мухтарова


Новости на Блoкнoт-Новороссийск
0
0