Новороссийск Вторник, 16 августа

Затонувший крейсер «Москва» повторил трагичную судьбу «Новороссийска»

Российский ракетный крейсер "Москва" выведен из строя. Это большая потеря для Черноморского флота и всего ВМФ РФ в целом. Что произошло с военным судном, выжил ли экипаж и повлияет ли произошедшее на ход спецоперации на Украине - в материале "Блокнота". 

В ночь с 13 на 14 апреля в Telegram-каналах и некоторых СМИ появилась информация о пожаре и последующем взрыве на крейсере "Москва". На тот момент не было известно никаких подробностей: ни причин возгорания, ни последствий. Чуть позже факт ЧП подтвердило Министерство обороны РФ. В ведомстве сообщили, что крейсер затонул при буксировке в порт Севастополя. Перед этим на судне сдетонировал боезапас, но основное ракетное вооружение не пострадало. 

- При буксировке крейсера "Москва" в порт назначения из-за повреждений корпуса, полученных в ходе пожара от детонации боезапаса, корабль потерял остойчивость. В условиях штормового волнения моря корабль затонул, - заявили в Минобороны. 

Уточняется, что очаг возгорания удалось локализовать, и корабль сохранял плавучесть до последнего. Однако из-за сильного шторма он все-таки ушел под воду. Тогда в ведомстве утверждали, что весь экипаж "Москвы" был успешно эвакуирован, но уже сейчас ходят слухи, что капитан корабля Антон Куприн погиб, а из 510 военных в живых остались только 58. Эти сведения в данный момент официально не подтверждены. Ровно как и информация о том, что пожар на крейсере мог произойти из-за удара ракетным комплексом "Нептун" военно-морских сил Украины. Сейчас можно только строить догадки, как это было после крушения "Нахимова", "Новороссийска", подлодки "Курск" и ряда других объектов. А пока обратимся к историческим данным. 

Строительство и служба крейсера "Москва"

"Москва" - это российский гвардейский ракетный крейсер, предназначенный для нанесения ударов по крупным надводным кораблям противника. Он обеспечивал боевую устойчивость корабельных противолодочных групп, а также имел способность осуществлять противовоздушную оборону удаленных соединений и огневую поддержку десанта. Первоначальное название крейсера - "Слава". Именно под таким именем он был заложен в 1976 году в 445 доке «Судостроительного завода имени 61 Коммунара» в Николаеве. Впервые крейсер спустили на воду в 1979 году, а 30 января 1983 года был передан на вооружение.

"Слава" участвовал в саммите на Мальте 2-3 декабря в 1989 году. Мероприятия проходило между советским лидером Михаилом Горбачевым и президентом США Джорджем Бушем-старшим. Корабль использовался советской делегацией, в то время как делегация США, по данным Википедии, отдыхала на борту авианосца "Белкнап". Крейсер вернулся в Николаев в декабре 1990 года на ремонт: тогда на модернизацию военного судна не хватило средств, и перед заводом образовался крупный долг, который рос с каждым месяцем. Это послужило поводом для обращения в столицу с просьбой принять шефство над крейсером. Так, 16 мая 1996 года "Славу" переименовали в "Москву", а в 1999 году крейсер был переведен в Севастополь. С 9 по 12 августа 2008 года корабль участвовал в вооруженном конфликте с Грузией в водах Абхазии, а позже, до 2009 года, находился на Средиземноморских военно-морских учениях.

Совместно с другими кораблями Черноморского флота крейсер "Москва" принимал участие в блокаде украинских ВМС в заливе Донузлав в 2014 году, а с 30 сентября 2015 года стал возглавлять постоянное оперативное соединение ВМФ РФ, расположившееся в восточной части Средиземного моря. Крейсер "Москва" осуществлял прикрытие Авиационной группы ВКС России в боевых действиях в Сирии. Военные моряки "Москвы" осенью 2015 отслеживали все воздушные перемещения в районе турецко-сирийской границы, предотвращая возникновение возможных провокаций в отношении российских летчиков. 22 июля 2016 года кораблю вручили почетный орден Нахимова. 

Ракетный крейсер "Москва" участвовал и в ходе военной спецоперации на Украине, в частности - в захвате острова Змеиный. Но до новых свершений корабль, именуемый столицей России, не дожил. 

Схожие и печальные судьбы "Новороссийска" и "Москвы"

Наверняка некоторые знают, что в честь нашего с вами города был назван линкор Черноморского флота ВМФ СССР. Корабль был построен в Италии в далеком 1910 году и долго был в составе зарубежного флота, участвовал в Первой и второй мировых войнах. В 1949 году линкор вошел в состав СССР: передача состоялась 3 февраля 1949 года, а уже 6 февраля над судном воздвигли красный флаг с серпом и молотом. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название «Новороссийск» вместо прежнего «Джулио Чезаре». Корабль находился в запущенном техническом состоянии, так как в период с 1943 по 1948 годы он простаивал без надлежащего обслуживания. Перед передачей Советскому Союзу в Италии были проведены незначительные ремонтные работы, но полностью корабль в порядок привели уже севастопольские специалисты к 1955 году. У линкора могло бы быть большое будущее, если бы не трагедия, произошедшая незадолго после ремонта. 

В ночь на 29 октября 1955 года на "Новороссийске", стоящем на якоре в Северной бухте, произошло возгорание. Оно породило за собой мощнейший взрыв, который пробил корпус от киля до палубы и образовал в борту огромную дыру. В результате ЧП мгновенно погибли и получили ранения 300 моряков: многие члены экипажа из-за последующего крушения "Новороссийска" оказались погребены во внутренних отсеках флагмана. Уточняется, что буквально спустя 2 часа 45 минут корабль полностью ушел под воду. Время для отбуксировки линкора к мелководью было упущено. Есть официальные данные, что на борту судна скончались  829 человек. Причины случившегося до сих пор доподлинно неизвестны, как и в ситуации с "Москвой". Бытует мнение, что взрыв на флагмане случился в результате бомбового удара с воздуха.  

Одни считают, что трагедия произошла из-за диверсии, другие уверены, что корабль подорвался на донной мине. Существуют и предположения о том, что "Новороссийск" взорвался из-за детонации корабельного боезапаса. Тем не менее, эксперты больше склоняются к версии, что на линкоре была заложена взрывчатка итальянскими военными моряками якобы до передачи советской стороне. 

Обстоятельства крушения "Новороссийска", а теперь и "Москвы" - настоящая тайна. И, учитывая опыт прошлых лет, ее вряд ли удастся разгадать в ближайшее время. Однако факт остается фактом: два черноморских флагмана соединяют две трагические судьбы, страх и гибель. 


Источник фото:csn-tv.ru 

София Донес 





Новости на Блoкнoт-Новороссийск
0
0
l2