Когда-то – роскошь, сегодня – развалины: как в Новороссийске следят за историческим наследием
Читайте также:
- В Новороссийске пройдёт театрализованное представление для всех, кто хочет познакомиться с русской культурой (01.11.2022 20:18)
- Детям грели еду на свечах: больше суток новороссийцы провели без света (01.11.2022 18:26)
- Новороссийцы выиграли битву у бизнеса: многоэтажка на Сливина идёт под снос (01.11.2022 14:28)
- «Памятник не должен быть методом шантажа»: проверять братскую могилу в Новороссийске приехали краевые власти (27.10.2022 17:11)
- Как бы карта ни легла, Южный обход Новороссийска лишит десятки новороссийцев земельных участков (27.10.2022 09:25)
Это здание видело Революцию 1905 года, пережило Великую Отечественную войну, но может не пережить XXI век.
Дача инженера Александра Николаевича Щенсновича – это настоящий каменный замок. Она была построена на рубеже XIX-XX веков на некотором удалении от Сухумского шоссе – на нынешней Красноцементной, 15-а. Благодаря этому трёхэтажное здание было спрятано от глаз случайных прохожих. Это во многом позволило строению сохраниться до наших дней, хоть и в виде развалин.
В книге Игоря Гусенина «Новороссийские дачи: история дачного посёлка на Сухумском шоссе» указано, что дача была построена на участке площадью 540 соток, или 5,4 га. Огромная площадь, какую сложно представить. Более 75 футбольных полей стадиона «Труд».
Дача представляла собой четыре строения и одну надворную постройку. Площадь жилых помещений составляла почти 330 квадратных метров!
У этой дачи, как и у других новороссийских дач, богатейшая история.
До 1917 года на даче жил сам Александр Николаевич Щенснович, чья деятельность была тесно связана со строительством и развитием железнодорожного узла Новороссийска.
- Александр Николаевич Щенснович внёс огромный вклад в развитие транспортного узла. Под его общим руководством осуществлялось строительство механических мастерских, электростанции трёхфазного тока, подъездных путей, формирование путей парков прибытия, а также он руководил сооружением всей механизированной части элеватора и электростанции, - указано в книге Игоря Гусенина «Новороссийские дачи: история дачного посёлка на Сухумском шоссе». – По воспоминаниям старожилов, А.Н. Щенснович был требовательным и пунктуальным начальником, знал несколько иностранных языков. Всё это не мешало ему решать не только сложные технические задачи, но и с пониманием относиться к нуждам своих подчинённых.
В возрасте 72 лет, в период прихода к власти большевиков, Щенснович покинул свою дачу, и больше сюда уже не вернулся. Вскоре после этого дачу национализировали. Данный период истории для дачи Щенсновича, как и для других барских дач, был тяжёлым. Процветало мародёрство: мебель, предметы интерьера, даже заборы – всё растаскивали. Для того, чтобы хоть как-то обеспечить сохранность строений, к дачам, в том числе и Щенсновича, приставляли садовников, которые несли материальную ответственность за имущество. Это возымело некий успех, и в скором времени даче даже нашли новое применение.
В 1920 году в Новороссийске произошла вспышка инфекционных заболеваний. Больных было не менее 12 тысяч человек, и в это число не входили пациенты, лечащиеся на дому. Чтобы снизить скорость распространения инфекции, было решено перенести все лазареты из центра за городскую черту. Дача Щенсновича стала пристанищем для 40 пациентов психиатрического отделения горбольницы. Они разместились в 30 дачных комнатах, и провели там два года, после чего вернулись на привычное место.
Дачу Щенсновича же в 1922 году включили в состав Детского городка, и она стала Детским домом №6. Им дача и оставалась вплоть до Великой Отечественной войны. Однако подробностей о проживании детей на даче Щенсновича не сохранилось.
В годы Великой Отечественной здания получили довольно серьёзные повреждения. Тем не менее, в послевоенные годы в уцелевших частях зданий проживали неколько семей.
- Дом, по одним сведениям, в конце 1970-х гг. признали аварийным, жильцов расселили. Хотя, по воспоминаниям старожилов, расселение состоялось в 1983 году, - гласит «Новороссийские дачи: история дачного посёлка на Сухумском шоссе». – На даче была винтовая чугунная лестница с красивыми резными перилами, которая вела на крышу, в башенку. Через полгода после выселения жильцов лестница исчезла. В самой большой комнате был камин… На сегодня дача сохранилась в виде руин.
По мнению автора книги Игоря Гусенина, перспективы у дачи Щенсновича безрадужные, и момент, когда она окончательно разрушится, - вопрос времени. Сегодня территория дачи усыпана мусором – отслужившими своё покрышками, пластиковыми бутылками, упаковками от продуктов питания… Сегодня о былом величии напоминают лишь наполовину сохранившиеся каменные стены, расписанные граффити. Наружная и внутренняя отделка стен давно осыпалась. В ряде комнат обрушились потолки, частично разрушены перекрытия и крыша. Вся территория вокруг дачи поросла сорняками и деревьями.
А ведь дача Щенсновича, как и другие дореволюционные дачи Новороссийска, могла бы стать объектом туристического показа. Тем более, статус у дачи соответствующий. Она внесена в реестр объектов культурного наследия как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. В 2016 году Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края даже предпринимало попытку сохранить данный памятник и нашло подрядчика, который разработал научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению дачи Щенсновича. На проведение обследования и разработку эскизного проекта реставрационных работ из краевого бюджета выделили чуть меньше миллиона рублей. Сами реставрационные работы тоже должны были финансироваться за краевые средства. Но с тех пор прошло шесть лет, а дело дальше разработки проектной документации не продвинулось. Более того, неизвестно, разработан ли в конечном итоге проект реставрации. С одной стороны, на сайте госзакупок отмечено, что исполнение контракта завершено. С другой стороны, в разделе «Заключения Государственных историко-культурных экспертиз» на сайте администрации Краснодарского края проект не размещён. Хотя должен.
Напрашивается вывод о том, что историческое наследие властям не нужно. Денег на него в региональном бюджете нет. А потому – остаётся только дожидаться, пока развалины дачи Щенсновича окончательно превратятся в руины.
Анастасия Мухтарова