Новороссийск Суббота, 27 апреля

«А Земля-то круглая»—как советский космонавт впервые в истории вышел в открытый космос

18 марта 1965 года впервые в истории человек вышел в открытый космос. СССР опередил в этом США на два с половиной месяца, разработав план в кратчайшие сроки.

США планировали первыми выпустить человека в открытый космос. Вылет был запланирован на 28 апреля 1965 года. Перед советской космонавтикой была поставлена задача опередить в этом США.

Для выхода человека в космос были разработаны шлюзовая камера, через которую осуществлялся выход человека в открытый космос и его возвращение на корабль, и специальный скафандр “Беркут”, пригодный для выхода человека в космос. Предприятию “Звезда” пришлось в кратчайшие сроки придумать, как поместить шлюзовую камеру в космический корабль и как защитить космонавта от космического излучения, перегрева и переохлаждения и обеспечить ему кислород вне корабля.

Скафандр и шлюзовая камера

В конце концов шлюзовую камеру сделали надувной, а каркас из уже существовавшего ранее облачения для космонавтов снабдили четырехслойной защитой, верхней одеждой с экранно-вакуумной изоляцией и ранцем с кислородной смесью. При помощи этого сооружения предполагалось, что космонавт сможет провести на открытом пространстве около 45 минут. Тем не менее, первый выход человека в космос не обошелся без проблем.

18 марта 1965 года в 10 часов утра космический корабль “Восход-2” с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым стартовал с космодрома “Байконур”. Корабль без проблем вышел на заднюю орбиту, а в 11:34 Алексей Леонов совершил первый в истории выход человека в открытый космос.

Уже после возвращения на Землю Леонов рассказывал, что не закрыл полностью светофильтр на скафандре, оставив маленькую щель, так как хотел увидеть Вселенную своими глазами. Стоило приоткрыться люку, яркий свет солнца его поразил, и светофильтр все же пришлось опустить. При взгляде на нашу планету, вырвалось неожиданное: "А Земля-то круглая...".

Первый выход человека в космос начался над Черным морем, а завершился над Сахалином. В общей сложности Леонов провел 23 минуты 41 секунду в безвоздушном пространстве, из них 12 минут 9 секунд — в открытом космосе. И за это время обнаружились неожиданные проблемы в работе скафандра “Беркут”.

Из-за высокой разницы давления скафандр раздуло, и он стал плохо сгибаться. Хотя во время подготовки к выходу в космос Алексея Леонова учили возвращаться в шлюзовую камеру ногами вперед, ему не удалось этого сделать. Космонавту пришлось сбрасывать внутреннее давление вдвое и заходить в камеру вперед головой. В результате увеличившейся нагрузки пульс космонавта подскочил до 190, также произошел перегрев. За полтора часа с вылета Леонов потерял 6 килограмм.

Вернуться на Землю спокойно команде космического корабля тоже не удалось. Автоматическая система посадки не сработала из-за сильного удара, произошедшего после отсоединения шлюзовой камеры. Также выяснилось, что содержание кислорода в кабине превышено в 6 раз, а это означало, что малейшая искра могла привести к взрыву, но все обошлось.

Утром 19 марта Павел Беляев вручную посадил космический корабль. Он стал первым человеком, которому удалось сделать это без помощи автоматики. Конечно, о точной посадке в запланированном месте речи быть не могло. Спуск был практически неуправляем, а Беляев действовал вслепую. В результате корабль приземлился в глухой тайге в 400 километров от запланированной точки.

Вечером того же дня космонавтов нашли при помощи авиационной техники, но эвакуировать их не смогли. Беляеву и Леонову сбросили теплую одежду, топор, ракетницу с ракетами и бортовой запас продовольствия.

21 марта космонавты были эвакуированы в Пермь. Подвиг Беляева и Леонова был оценен по достоинству — обоим присвоили звания Героев Советского союза и воинские звания полковника и подполковника.

Полина Тарасова