73 года назад итальянский линкор получил название «Новороссийск»
Читайте также:
- В этот день более 100 лет назад в Новороссийске родился великий композитор (26.02.2022 20:33)
- Ровно 79 лет назад ушёл из жизни легендарный освободитель Новороссийска (14.02.2022 17:57)
- Визитная карточка Новороссийска отмечает день рождения вместе со своим головным офисом в Петербурге (24.01.2022 20:26)
- 20 января Новороссийскому Морскому Пароходству исполняется 55 лет (20.01.2022 12:26)
- Ровно 116 лет назад в Новороссийске началось восстание рабочего класса против самодержавия (08.12.2021 18:19)
Линейный корабль типа «Конте ди Кавур» был спущен на воду 111 лет назад. При «рождении» ему дали имя «Джулио Чезаре» - в честь Юлия Цезаря. Под этим именем он вошёл в строй в 1914 году, участвовал в Первой и Второй мировых войнах.
После окончания Второй мировой войны линкор «Джулио Чезаре» перешёл по репарациям СССР и вошёл в состав Черноморского флота ВМФ СССР. К тому моменту он считался уже устаревшим. Но учитывая, что к концу войны в строю из советских тяжёлых кораблей остались лишь два старых линкора – «Севастополь» и «Октябрьская революция», - СССР всё ещё имел амбициозные планы по строительству линейных кораблей, и для подготовки экипажей планировалось использовать «Чезаре».
Передача линкора состоялась 3 февраля 1949 года. Ему было присвоено временное обозначение Z11. 6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля.
Ровно 73 года назад, 5 марта 1949 года Приказом по Черноморскому флоту линкор был переименован в «Новороссийск». К середине мая его поставили в док Севастопольского морского завода. Однако оказалось, что донно-забортная арматура и трубопроводность пожарной системы практически полностью заросли ракушкой. За месяц его удалось слегка «реанимировать», и в июле «Новороссийск» принял участие в манёврах эскадры в качестве флагмана. Но вооружение и системы управления огнём не соответствовали требованиям времени, механизмы в результате интенсивной службы и плохого ухода оказались в неудовлетворительном состоянии, да и системы жизнеобеспечения судна нужно было приспособить под новые стандарты.
Последующие шесть лет на корабле постепенно выполнялся ремонт. На линкоре установили советские зенитные автоматы и радиолокационную станцию «Залп-М», переделали фок-мачту, модернизировали приборы управления стрельбой главного калибра, установили средства радиосвязи и внутрикорабельной связи, заменили аварийные дизель-генераторы, провели частичный ремонт главных и вспомогательных механизмов…. В итоге в мае 1955 года «Новороссийск» вошёл в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. На тот момент, несмотря на преклонный возраст, это был самый сильный боевой корабль в СССР.
Гибель линкора была не такой героической, как он заслуживал. «Новороссийск» швартовался, и старпом, замещавший находившегося в отпуске командира, проскочил нужное место на полкорпуса. На следующие сутки в половину второго ночи под корпусом корабля раздался взрыв, эквивалентный 1 000-1 200 кг тротила. Он насквозь пробил корпус линкора. Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Линкор пытались отбуксовать, но было уже поздно. К 22 часам «Новороссийск» полностью исчез под водой.
Взрыв связывают с подрывом донной мины, детонацией корабельного боезапаса, намеренным подрывом или даже диверсией. Версий много, а как оно было на самом деле, сегодня остаётся только догадываться.
Анастасия Мухтарова