Новороссийск Пятница, 27 января

73 года назад итальянский линкор получил название «Новороссийск»

Линейный корабль типа «Конте ди Кавур» был спущен на воду 111 лет назад. При «рождении» ему дали имя «Джулио Чезаре» - в честь Юлия Цезаря. Под этим именем он вошёл в строй в 1914 году, участвовал в Первой и Второй мировых войнах.

После окончания Второй мировой войны линкор «Джулио Чезаре» перешёл по репарациям СССР и вошёл в состав Черноморского флота ВМФ СССР. К тому моменту он считался уже устаревшим. Но учитывая, что к концу войны в строю из советских тяжёлых кораблей остались лишь два старых линкора – «Севастополь» и «Октябрьская революция», - СССР всё ещё имел амбициозные планы по строительству линейных кораблей, и для подготовки экипажей планировалось использовать «Чезаре».

Передача линкора состоялась 3 февраля 1949 года. Ему было присвоено временное обозначение Z11. 6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля.

Ровно 73 года назад, 5 марта 1949 года Приказом по Черноморскому флоту линкор был переименован в «Новороссийск». К середине мая его поставили в док Севастопольского морского завода. Однако оказалось, что донно-забортная арматура и трубопроводность пожарной системы практически полностью заросли ракушкой. За месяц его удалось слегка «реанимировать», и в июле «Новороссийск» принял участие в манёврах эскадры в качестве флагмана. Но вооружение и системы управления огнём не соответствовали требованиям времени, механизмы в результате интенсивной службы и плохого ухода оказались в неудовлетворительном состоянии, да и системы жизнеобеспечения судна нужно было приспособить под новые стандарты.

Последующие шесть лет на корабле постепенно выполнялся ремонт. На линкоре установили советские зенитные автоматы и радиолокационную станцию «Залп-М», переделали фок-мачту, модернизировали приборы управления стрельбой главного калибра, установили средства радиосвязи и внутрикорабельной связи, заменили аварийные дизель-генераторы, провели частичный ремонт главных и вспомогательных механизмов…. В итоге в мае 1955 года «Новороссийск» вошёл в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. На тот момент, несмотря на преклонный возраст, это был самый сильный боевой корабль в СССР.

Гибель линкора была не такой героической, как он заслуживал. «Новороссийск» швартовался, и старпом, замещавший находившегося в отпуске командира, проскочил нужное место на полкорпуса. На следующие сутки в половину второго ночи под корпусом корабля раздался взрыв, эквивалентный 1 000-1 200 кг тротила. Он насквозь пробил корпус линкора. Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Линкор пытались отбуксовать, но было уже поздно. К 22 часам «Новороссийск» полностью исчез под водой.

Взрыв связывают с подрывом донной мины, детонацией корабельного боезапаса, намеренным подрывом или даже диверсией. Версий много, а как оно было на самом деле, сегодня остаётся только догадываться.

Анастасия Мухтарова


Новости на Блoкнoт-Новороссийск
0
0
l2