Вице-губернатор уверен: Новороссийск и Геленджик успешно справляются с мусорной реформой
Читайте также:
- Не надо ставить эксперименты над Новороссийском: депутаты познакомились с разработчиками нового Генплана (14.12.2021 20:11)
- «Новороссийск уже ощутил улучшение водоснабжения», - Александр Трембицкий о ремонте ТГВ (21.10.2021 16:07)
- Большое интервью с вице-губернатором Александром Трембицким об отоплении в Новороссийске (20.10.2021 09:10)
- Как сделать Новороссийск более экологически чистым городом (14.10.2021 13:00)
- Экологическая экспозиция: новороссийцы могут увидеть во что превращаются отходы (01.10.2021 20:00)
Чуть меньше, чем через месяц мусорной реформе исполнится ровно два года.
Напомним, с 2019 года в России начал реализовываться нацпроект «Экология», одной из целей которого стало создание единой комплексной системы обращения с отходами – ввод раздельного сбора мусора и переработка отходов.
1 января 2020 года нацпроект добрался и до Краснодарского края, в частности – Новороссийска и Геленджика. Тогда «мусорная реформа», как и деятельность регоператора, сопровождалась резкой критикой со стороны экологов и местных жителей. Первые недовольны функционированием полигонов, вторые – слишком высокой платой за вывоз мусора.
Однако, прошло уже почти два года. Промежуточными результатами «мусорной реформы», рассчитанной до 2030 года, с «Блокнотом» поделился вице-губернатор Краснодарского края Александр Трембицкий.
- Активисты-экологи считают, что реализация мусорной реформы на Кубани зашла в тупик. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Подобные комментарии, действительно были. Но, откровенно говоря, я бы не был столь категоричным. Мусорная реформа изначально задумывалась как поэтапная, и первый её этап – появление региональных операторов. В нашем регионе на сегодняшний день работает пять регоператоров, охватывающих все зоны. Но, к сожалению, не все из них смогли сразу же приступить к работе. Связано это с отсутствием в некоторых районах лицензированных полигонов, а также с существованием несанкционированных свалок. Возможно, именно этим и была вызвана столь резкая критика. Но оба эти момента решаемы, во-вторых, у Краснодарского края отнюдь не худшие показатели.
Для решения первого вопроса региональными властями – Министерством ТЭК и ЖКХ совместно с Министерством природных ресурсов России – была проделана большая работа. На сегодняшний день с региональными операторами заключены соглашения о намерениях по строительству объектов отходоперерабатывающей инфраструктуры. Они появятся в Крымском, Тимашевском, Абинском, Тихорецком, Новокубанском районах и в Краснодаре в 2022-2025 годах, дорожные карты по всем проектам уже утверждены.
Что касается второго вопроса, то сегодня мы стремимся к сокращению количества несанкционированных свалок. Шесть муниципалитетов Краснодарского края готовят проекты их рекультивации. Это долгие и дорогостоящие проекты: восстановить землю, на которую годами свозили мусор, не так-то просто. Но мы уже ступили на этот путь, и обязательно дойдём до конца. Это общемировая тенденция.
- А есть какие-либо положительные результаты, к которым позволила прийти «мусорная реформа»?
- Очевидно, да. И прошедший курортный сезон это доказал. Курортные города Краснодарского края – Геленджик, Анапа и Сочи – а также Новороссийск пережили его успешно. Лукавить не буду: точечно поступали обращения от граждан, но они брались на контроль и сразу же отрабатывались региональными операторами.
В целом тенденцию можно отметить как положительную. В ряде муниципалитетов, и в вашем городе тоже, регоператоры закладывали собственные средства на приобретение новых контейнеров, и за это бизнесу стоит сказать огромное спасибо. Надеюсь, все понимают, что тариф на вывоз ТКО – не просто цифры, взятые с потолка. Он разрабатывается и утверждается на основании нескольких затратных статей, начиная от расходов на сам вывоз ТКО (а это, как вы понимаете, зависит от стоимости бензина, ремонта оборудования, стоимости запчастей и так далее) и заканчивая расходами на покупку мусорных контейнеров. Так вот, на приобретение контейнеров из тарифа идёт от 2 до 4%. Но, если говорить о регоператоре, работающем в Новороссийске и Геленджике – «ЭкоЮг», закупил контейнеров на общую сумму 16 миллионов рублей, хотя в инвестиционной программе на эти цели заложено лишь 2 миллиона рублей. Но, благодаря личному вкладу Владимира Шило, сейчас частный сектор оборудован контейнерными площадками, а позвонковый вывоз ТКО сменился контейнерным. К сожалению, навстречу жителям пошли не все регоператоры, действующие в Краснодарском крае, но учитывая, что эти расходы вряд ли покроются, их можно понять.
В целом сфера обращения с твёрдыми коммунальными отходами – это зона ответственности и власти, и регоператора, и населения. Это тот сектор, где нужно учитывать интересы и людей, и бизнеса. Если этого не делать, то компании, осуществляющие вывоз ТКО, просто обанкротятся, а лицензированных организаций, способных собрать, транспортировать, утилизировать, обезвредить, захоронить ТКО, и, в конечном итоге, прийти банкротам на смену просто нет в крае.
И этот уровень осознанности, как и в целом разграничение зон ответственности, - ещё одно достижение «мусорной реформы», которое я для себя отметил при общении с регоператорами. Муниципальные власти, кто-то раньше, кто-то позже, осознали, что такое – твёрдые коммунальные отходы. Наконец появилось понимание, где зона ответственности регоператора, где – муниципалитета, и, например, контракты на ликвидацию несанкционированных свалок стали появляться на регулярной основе. И управляющие организации приходят к осознанию того, что обслуживание контейнерных площадок – их компетенция. Да, и с тем, и с другим бывают сложности, даже в самых, так сказать, «образцовых» муниципальных образованиях. И я понимаю, что результата всегда хочется сразу. Но давайте оставаться реалистами. Проблема создавалась десятилетиями, причём не только у нас, на Кубани, а повсеместно. И сейчас эту проблему решают, и мы в том числе.
- Что насчёт вопросов, которые «мусорная реформа» ещё не позволила решить?
- Вспомним, для чего «мусорную реформу» вообще приняли: переработать всё, что можно, и пустить на повторное использование, а на полигоны свозить только то, что переработать нельзя. И эту комплексную цель мы пока не достигли. В среднем по стране на переработку отправляется лишь 5% ТКО. Когда удастся достичь этого результата, можно будет говорить о чём-то глобальном.
Но в этом вопросе всё начинается с изменения самосознания людей. Один из важнейших этапов мусорной реформы – сортировка отходов. И когда преобладающее большинство будет готово поставить дома дополнительные мусорные вёдра для различных отходов, когда общим решением собственников люди проголосуют за установку дополнительных контейнеров для сбора пластика – тогда мы приблизимся к цели.
Знаю, что в Новороссийске установлены специальные контейнеры для сбора пластика. Но чтобы они реально возымели эффект, необходимо доверие. А оно будет складываться только тогда, когда люди будут знать: отсортированный мусор отправляется на переработку, а не на полигон. Однако, как только мы заявляем о намерениях построить мусороперерабатывающие заводы, общественность начинает протестовать. С таким подходом предотвратить негативное воздействие на окружающую среду и сократить количество мусорных полигонов не удастся.
Анастасия Мухтарова