Каким было 14 февраля 1943 года в Новороссийске. На 75 лет назад.
14 февраля 47-я армия после безуспешных атак производила подготовку к дальнейшему наступлению.
18-я армия действуя частями 20-го десантного стрелкового корпуса, 83-й и 255-й Краснознаменной бригады, 16-го стрелкового корпуса, в составе 165-й и 107-й стрелковых бригад вела бои в районе южнее и юго-западнее Новороссийска.
В ночь на 14 февраля в район Станички были доставлены: управление 16-го стрелкового корпуса, 897-й горнострелковый полк, 45-мм орудий – 11, 76-мм орудий – 13, танков – 2, боеприпасы и продовольствие.
В этот день войска южного фронта освободили Ростов-на-Дону. В результате общих усилий войск Южного, Закавказского и Северо-Кавказского фронтов при активном участии Черноморского флота были достигнуты немалые военные успехи. Однако наступление не завершилось уничтожением всех войск немецкой группы армий «А». Ее 1-я танковая армия была расколота на две части, одна оказалась в низовьях Кубани, а другая в низовьях Дона. 17-я немецкая армия потерпела тяжелое поражение. Ее остатки скапливались на Таманском полуострове. Однако сокращение линий фронта позволило фашистскому командованию уплотнить боевые порядки войск. Их сопротивление резко возросло. В это время советские разведгруппы сделали поспешный вывод: «заслуживает внимания возрастающее количество очагов пожаров и взрывов Абинская, Мефодиевский, Новороссийск, свидетельствующих о том, что противник собирается оставить эти пункты в ближайшие дни». На самом же деле у гитлеровского командования были совсем другие планы на Новороссийск и Таманский полуостров. Из доклада партизанского штаба, составленного на основе данных, полученных от пленных, следовало: «Немецкое командование решило любой ценой продержаться в районе Таманского и Керченского полуостровов с тем, чтобы весной силами 7-й армии, находящейся в настоящее время на переформировании во Франции, перейти в наступление.»
О том, какой ценой достается освобождение Кубани, стало ясно уже в середине февраля. Только за 14 и 15 числа в Краснодар поступило около трех тысяч раненых. Еще около тысячи раненых находилось на квартирах у жителей города (к концу февраля их стало вдвое больше).
Материал подготовлен совместно с Новороссийским историческим музеем.