Новороссийск Пятница, 27 января

72 года назад в центре Новороссийска прекратила своё существование трамвайная линия

Когда-то, в конце XIX – начале XX века, в Новороссийске задумались о пуске трамвая. Однако запустить его было не так-то просто. Ведь уже тогда в Новороссийске была «эта» и «другая» сторона, нынешние Центральный и Восточный районы, разделённые железнодорожными путями, ведущими в порт.

Более 30 лет городские власти пытались найти концессионеров. Но недостаток средств и электромощностей, а также необходимость строительства виадука через ж/д-пути были серьёзными препятствиями.

Но город рос и развивался. Открылись цементные заводы «Пролетарий» и «Октябрь», механический завод «Красный двигатель», СРЗ и давшая первый ток электростанция НоворЭС (она пришла на смену существовавшим до этого восьми маломощным станциям). Но протянуть сразу трамвайные пути через весь город, из северной части в южную, было всё равно невозможно. Поэтому первая трамвайная линия появилась в северной части города.

Работы по строительству трамвая начались в 1933 году. Сроки ввода объекта в эксплуатацию постоянно сдвигались. Дать официальный пуск трамваю удалось лишь 31 мая 1934 года. Линия шла от цемзаводов до железной дороги, затем через Судостальскую мимо «Красного двигателя» к Заводской, следом – через Стандарт.

Но из-за нехватки электричества трамвай регулярно простаивал неделями. Тем временем, нужно было двигаться к центру города, Мефодиевская линия была лишь половиной дела. В 1936 году начались работы по строительству трамвая для соединения с центром города, а в перспективе – с посёлком Станичка. Уже к концу лета однопутная колея была уложена от небольшого депо, которое расположилось между современными Лейтенанта Шмидта и Пархоменко, шла по Пархоменко, затем сворачивала на Слепцовскую (ныне – Исаева), а потом поворачивала налево по Лейтенанта Шмидта. После этого трамвай сворачивал на Толстовскую (Толстого), а затем выходил на улицу Жертв Августа (Мира). Затем линия поднималась в гору по Губернского, поворачивала на Парижской Коммуны (Новороссийской Республики), а затем снова возвращалась на современную Мира.

Новая линия позволила увеличить годовой пассажиропоток до 5 миллионов человек, а после открытия линии в Станичку – до 7,5 миллионов человек. К 1940 году общая длина путей новороссийского трамвая достигла 11,7 километров, а число вагонов – 14. Но после войны вернуться на этот уровень перевозок не удалось. После Великой Отечественной город был сильно разрушен, население тоже поредело, а линия к промышленным заводам была уничтожена. Это предопределило дальнейшую «донорскую» участь трамвая. Опоры контактной сети начали перевозить в центр города – туда, где восстанавливали дома и детские сады.

26 марта 1950 года, ровно 72 года назад, на очередном воскреснике были удалены последние рельсы в центре города – они были на улице Губернского. Таким образом, новороссийский трамвай прекратил своё существование в этой части Новороссийска. Сейчас о нём напоминают лишь крючки для крепления контактной сети на стенах домов дореволюционной постройки на углу Толстого и Лейтенанта Шмидта. А вот в Восточном районе Новороссийска трамваи ходили до 1969 года: 15 августа Горисполком принял решение о закрытии трамвая.

Анастасия Мухтарова


Новости на Блoкнoт-Новороссийск
1
0
l2