Новороссийск Воскресенье, 20 апреля

Погиб каждый третий: Новороссийск отмечает разгром немецко-фашистских захватчиков

77 лет прошло со Дня разгрома немецко-фашистских захватчиков у стен Новороссийска. Каждый житель города с начальной школы знает, что тогда, в далёком 1942-1943, сражение за город длилось 225 дней и закончилось 16 сентября 1943.

Гитлеровцы ворвались в Новороссийск 6 сентября 1942. Расстреляли 7 тысяч мирных жителей. Врывались в церкви во время служб. Даже 77 лет спустя под Новороссийском находят останки бойцов, сбитые самолёты, неразорвавшиеся снаряды, оружие, предметы быта тех, то сражался за город.

Но исчерпывающей информации о том, какой ценой далась победа, на сегодняшний день так и нет. А цифры дают только приблизительное понимание того, через что пришлось пройти малоземельцам и тыловикам. Но игнорировать их нельзя.

По усреднённым официальным данным, с 4 февраля по 10 сентября 1943 на Малую землю, один из важнейших стратегических пунктов города, было доставлено почти 78,5 тысяч человек. Если вычесть из этой цифры число вывезенных с плацдарма (33 тысячи человек, 24,5 из которых – раненые), и те 20 тысяч, что находились в составе Десантной группы войск к моменту освобождения Новороссийска, то в остатке получим примерно 25 тысяч человек. Каждый третий малоземелец погиб или пропал без вести.

Не зря фраза о тех, кто отсиживался в окопах Сталинграда, пока судьба войны решалась на Малой земле, стала крылатой.

мз2.jpg

Все мы с самого детства знаем о самоотверженном подвиге малоземельцев и тыловиков. А вот о повседневной жизни советских солдат и офицеров, оборонявших клочок земли на побережье, говорят реже. Хотя ежедневные усилия бойцов – подвиг не меньший, чем разгром немецко-фашистских захватчиков.

В первые недели боёв, в сентябре 1942, в качестве укрытий использовались все немногочисленные постройки: полуразрушенные дома Станички и Мысхако, остатки рыбзавода и винсовхоза, капониры аэродрома и береговой батареи. Открытость Малой земли для наблюдения и артиллерийского огня противника заставила приступить к сооружению полевых укреплений и укрытий. В них защитникам Новороссийска предстояло не только воевать, но и жить в ближайшие месяцы.

За пять дней до начала немецкого наступления окопы не везде были доведены до полного профиля, часть дзотов и блиндажей не была защищена даже от осколков. Катастрофически не хватало источников пресной воды. Особенно тяжело пришлось первым десантникам, сражавшимся в Станичке в начале февраля. Для питься и приготовления пищи они собирали дождевую воду и растапливали лёд из луж. По мере расширения плацдарма в распоряжении его защитников оказалось несколько ручьёв, но к лету они пересохли. Пришлось рыть колодцы, и, поскольку их ёмкость была невелика, пришлось компенсировать общим количеством – более семидесяти колодцев вырыли на Малой земле, уже и так испещрённой воронками. Питание также хромало: первое время бойцы и командиры могли рассчитывать только на сухпаёк. Чтобы сбалансировать рацион, в ход шло даже мясо дельфинов. Но всё же нехватка витаминов и питательных веществ, употребление некачественной воды вылились в куриную слепоту, дизентерию и авитаминоз.

Доставлять продукты по морю было рискованно. В светлое время суток любое плавсредство уничтожалось артиллерией и авиацией противника. Все перевозки велись ночью. Но причалы в Новороссийске были разрушены, и в любое время года приходилось спускаться в воду под пули противника.

мз3.jpg

А тем временем противник создал прочную оборону. К сентябрю 1943 Новороссийск стал настоящей крепость. На Сахарной голове и в районе ц/з «Октябрь» находились самые сильные опорные пункты с оборудованными дзотами и дотами, железобетонными перекрытиями и закладкой окон первых и вторых этажей кирпичом.

В ночь на 10 сентября под Новороссийском под артиллерийско-миномётным и пулевым огнём гитлеровцев высадился десант. Бойцам удалось занять ряд припортовых улиц и территорию школы №5. Следующие 6 дней и ночей защитники Новороссийска медленно, постепенно расширяли занятые плацдармы. К 10 утра 16 сентября Новороссийск был полностью освобождён: все части врага понесли огромные потери и не могли противодействовать прорыву обороны в районе Станички. Немецко-фашистские захватчики так и не смогли воспользоваться портом Новороссийска и прорваться в сторону Туапсе.

Испытания, выпавшие на долю защитников Новороссийска, велики даже по меркам Великой Отечественной войны. Опасность погибнуть. Бытовые проблемы. Нехватка продовольствия и воды. Всё это выпало на долю воевавших за город. Но они выстояли и победили. Вот это, пожалуй, и заслуживает памяти потомков.

Анастасия Стрельцова


Новости на Блoкнoт-Новороссийск
0
0