Поддать газу – попросили Владимира Путина теплоэнергетики из Сочи, а новороссийский АТЭК ничего не просит
Фото: finobzor.ru
Читайте также:
- Угрозу Новороссийску остаться без отопления из-за долгов АТЭК прокуратура Краснодарского края назвала «спором хозяйствующих субъектов» (09.08.2019 12:30)
- Владимир Синяговский отмечает день рождения (09.08.2019 12:00)
- - Кто-то в Новороссийске скупил все проездные, - местная жительница не смогла купить билет (09.08.2019 08:03)
«Блокнот Новороссийск» писал о том, что тревогу по этому поводу забили депутаты городской думы и ресурсопоставляющие компании города. В ответ на письма о долге АТЭК в размере 318 млн руб, прокуратура Краснодарского края написала Новороссийску, что это «спор хозяйствующих субъектов». И посоветовала решать его в судебном порядке. Но суды уже прошли, постановления АТЭКу выданы, но ни один судебный пристав еще не пришел к теплоэнергетикам взыскивать с них долги.
Умные люди сделали вывод: АТЭК готовится к банкротству. Иначе чем объяснить такое наплевательское отношение к партнерам и к городу, в целом?
Сочинские тепловики, видимо, еще хотят пожить и поработать. Они отправили большое письмо на имя Президента РФ Владимира Путина. Они объяснили ситуацию, которая привела к огромным долгам и предложили пути ее решения. Вот некоторые тезисы письма:
- Уважаемый Владимир Владимирович!... Мы – коллектив Муниципального унитарного предприятия города Сочи
«Сочитеплоэнерго» (МУП «СТЭ») - вынуждены обратиться к Вам с просьбой о помощи.
Сложившаяся критическая ситуация связана с доначислениями нашему предприятию долгов за непотребленный газ.… До 2017 года несовершенством законодательных актов в газовой сфере поставщики не злоупотребляли. Но с мая 2017 года ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» начал применять к МУП «СТЭ» необоснованные доначисления за не потребленный газ, размер которых на сегодняшний день составляет 445 млн. рублей. В себестоимости наших услуг расходы на газ составляют более 40 %. Такая политика газового монополиста в отношении крупнейшей теплоснабжающей организации города Сочи ведет не только к неминуемому росту тарифов на услуги теплоснабжения, но и к реальной угрозе банкротства предприятия, где трудится коллектив более тысячи человек. Что будет с людьми, их семьями? Что будет с потребителями?
Мы просим Вас обратить внимание на «пробелы» в законодательстве, касающиеся учета и поставки газа, которые уже позволили газовому монополисту ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» по мнению судов «законно» доначислить почти полмиллиарда искусственных долгов МУП «СТЭ» за фактически непотребленный газ.
К сожалению, на справедливое судебное разбирательство у нас надежды больше нет, так как суды в своих решениях используют «дыры» в законодательстве, а не здравый смысл и не законы физики.
Далее сочинцы указывают на законы, которые «играют» лишь на руку газовикам. Оказывается, они могут в полтора раза повышать цены на газ, отобранный потребителем сверх установленной квоты. По идее, такое происходит в каждый отопительный сезон, избежать удорожания помогает предварительное уведомление тепловиков о заборе дополнительного газа для коммунально-бытовых потребителей, то есть для нас с вами. Однако газовики такие уведомления не подписывают, а законодательство никак не обязывает их это сделать и не указывает сроки рассмотрения уведомлений. Кроме того, ресурсопоставляющие компании, потребляющие тепло, не включены в понятие «коммунально-бытовые потребители» и на них правило также не распространяется.
Полный текст письма:
sochi_teplo
Речь идет о следующих «недочётах» в законах, принятых в 90-е годы:
1. Пунктом 17 Правил поставки газа в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила № 162) предусмотрено, что при перерасходе абонентом газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией абонент оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением повышающего коэффициента с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Далее абзац 2 пункта 17 Правил № 162 устанавливает, что это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
До мая 2017 года ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» относил МУП «СТЭ» к коммунально-бытовым потребителям, потому что основной вид деятельности предприятия - теплоснабжение. На эту тему длительно существовала судебная практика в пользу теплоснабжающих организаций (определение ВАС РФ от 12.07.2013 № ВАС-8810/13 по делу № А41-5433/2012 (приложение № 1), постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.07.2014 по делу № А27-14292/2013 (приложение № 2), постановление ФАС Московского округа от 12.07.2012 по делу № А41-28710/2011 (приложение № 3)).
Однако Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) (приложение № 4) создал «пробел» в законе в пользу газовых монополистов. В эту законодательную «брешь» как в трубу улетают наши деньги!
Теперь суды считают, что по смыслу Правил № 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами. В итоге штрафные повышающие коэффициенты, установленные п. 17 Правил, благодаря Обзору суда начали применяться к МУП «СТЭ». К чему это приведет? К росту тарифов для населения и к реальному риску банкротства всех теплоснабжающих организаций. Ведь ситуация, в которой мы оказались, не единична. В таком положении сегодня почти все теплоснабжающие предприятия.
ПРОСИМ ВАС по вопросу 1: дать поручение Правительству РФ внести определенность в Правила № 162, дополнив их четким понятием «коммунально-бытовой потребитель». Полагаем, что данное понятие должно включать в себя в том числе - ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса для населения (более 70% от общего числа потребителей тепловой энергии).
2. Ознакомившись с вышеизложенным пунктом 1 нашего перечня «недочётов» в законодательстве, можно сделать следующий вывод: коэффициент начисляется только при перерасходе абонентом газа без предварительного согласования с поставщиком, и посоветовать нам не с законодательными инициативами выходить, а просто вовремя согласовывать перерасходы. Да, это логично. Но другой «пробел» в законодательстве не дает МУП «СТЭ» согласовывать эти перерасходы.
Проблема в том, что как нашему предприятию разъяснили суды (постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.2018, определение Верховного суда Российской Федерации от 09.01.2019 № А32-55235/2017 (приложение № 5, 6)) согласование поставщиком перерасходов - это право поставщика. Подчеркиваем – право, а не обязанность. И поставщик нашему предприятию просто не подписывает направляемые ему соглашения на увеличение объемов поставки газа, ссылаясь на наличие задолженности за поставленный газ. При этом поставщик фактически поставляет газ в увеличенных объемах и начисляет повышающий коэффициент.
Учитывая, что потребителями тепловой энергии МУП «СТЭ» на 73% является население, и у большинства абонентов, как правило, всегда есть долги перед предприятием (с которыми мы, конечно, боремся, но это занимает время), у нашего предприятия есть всегда риски задолженности перед поставщиком газа. Но это не повод газовому монополисту получать сверхприбыль, применяя повышающие коэффициенты.
ПРОСИМ ВАС по вопросу 2: дать поручение Правительству РФ внести определенность в Правила № 162, дополнив их обязанностью поставщика газа согласовывать своевременно поданные заявки на перерасходы газа абонентам - ресурсоснабжающим организациям, использующим свое оборудование и потребляющим газ при производстве иного коммунального ресурса для населения.
3. Следующий «пробел» в законодательстве и самая большая проблема нашего предприятия – злоупотребления поставщика газа по отношению к МУП «СТЭ» при применении расчета поставленного газа по максимальной мощности газоиспользующего оборудования и при определении периода неисправности.
В силу п. 3.9. Правил учета газа, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2013 № 961 (далее Правила № 961), при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Пункт 23 Правил № 162 устанавливает, что при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
3.1) Правила поставки газа в РФ (пункт 23), Правила учета газа в РФ (пункт 3.9) позволяют поставщику определять количество потребленного газа по проектной мощности газоиспользующего оборудования в двух случаях – отсутствие, либо неисправность средства измерения.
Если с понятием «отсутствие средств измерений» относительно все понятно, то вот с определением понятия «неисправность» существует «неувязка» в законодательстве, позволяющая поставщику газа необоснованно злоупотреблять правом и начислять МУП «СТЭ» колоссальные суммы за фактически непотребленный газ
С мая 2017 года по настоящее время газоснабжающая организация провела 44 проверки узлов учета расхода газа на котельных МУП «СТЭ». Поставщик газа в одностороннем порядке принял решения об отказе в принятии к расчетам за природный газ показаний приборов учета, соответствующих ГОСТ и прошедших в установленном порядке процедуру поверки, которая свидетельствует о пригодности приборов учета для применения по основному назначению. Сотрудники газоснабжающей компании, в отсутствии аккредитации в области обеспечения единства измерений, проводят проверки, не соответствующие ГОСТ, составляют акты не установленной законом формы, в которых делаются выводы о несоответствии приборов учета природного газа на котельных МУП «СТЭ» требованиям законодательства. В результате поставщик определяет количество потребленного МУП «СТЭ» газа по максимальной мощности.
Доводы МУП «СТЭ» о неправомерности данных действий ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» подтверждаются письмами Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Краснодарском крае» от 13.06.2019 № 27/12.09-1601 (приложение № 7), от 24.04.2019 № 27/12.07-1072 (приложение № 8) о том, что выводы поставщика газа о неисправности средств измерений не обоснованы, неправомочны и противоречат требованиям действующего законодательства в области обеспечения единства измерений, что недопустимо.
Также, в результате совместной проверки Прокуратурой города Сочи и ЮМТУ «Росстандарта» (протокол проверки приложение № 9, письмо ЮМТУ «Росстандарта» приложение № 10) нарушений в работе узлов учета газа котельных № 14 и № 29 не выявлено. А это подтверждает, что в результате ранее проведенных проверок поставщик газа неправомерно принял решение о неисправности узлов учета газа и неправомерно определил количество потребленного газа расчетным способом.
Согласно письму ФБУ «Краснодарский ЦСМ» от 13.06.2019 №17/12.09-1601 1601 (приложение № 7) ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» не является лицом аккредитованным в области обеспечения единства измерений. Следовательно, не может делать выводы о соответствии или не соответствии узлов учета газа метрологическим характеристикам.
Поэтому для абонентов - ресурсоснабжающих организаций, использующих свое оборудование и потребляющих газ при производстве иного коммунального ресурса для населения (более 70% от общего числа потребителей тепловой энергии) необходимо на законодательном уровне предусмотреть меры, защищающие от злоупотреблений при проверках поставщиками газа.
3.2) Правила поставки газа в РФ (пункт 23), Правила учета газа в РФ (пункт 3.9) позволяют определять поставщику количество газа, рассчитываемого по проектной мощности газопотребляющих объектов, исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Учитывая неопределенность формулировки «периода неисправности», ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» полагает, что «период времени неисправности или отсутствия УУГ, в течение которого Покупатель потреблял газ, определяется исходя из круглосуточного потребления, начиная с даты последней проверки УУГ Поставщиком». Данный «пробел» в законодательстве уже позволил ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» в марте 2018 года: - по котельной №30 произвести расчет по мощности МУП «СТЭ» за период с даты последней проверки – 25.08.2017, что привело к одностороннему увеличению поставщиком объема газа в 24,87 раз!!! (график - приложение № 11) и начислить необоснованно - 67 459 775,60 руб.; - по котельной №17 произвести расчет по мощности МУП «СТЭ» за период с даты последней проверки – 25.08.2017, что привело к одностороннему увеличению поставщиком объема газа в 9,15 раз!!! (график - приложение № 12) и начислить необоснованно – 35 279 035,77 руб.
Обращаем Ваше внимание, что законодательство об электроэнергетике, водоснабжении и теплоснабжении содержит вполне приемлемые для потребителей нормы по определению «период неисправности», и не позволяет поставщикам злоупотреблять правом. А вот в законодательстве по газоснабжению очередная очевидная «нестыковка».
Поэтому мы считаем, что для абонентов - ресурсоснабжающих организаций, использующих свое оборудование и потребляющих газ при производстве иного коммунального ресурса для населения, необходимо на законодательном уровне предусмотреть предельно допускаемый период неисправности, не превышающий одного расчетного месяца, а при выявлении неисправности потребителем предусмотреть определение периода неисправности с даты уведомления потребителем об этом поставщика.
3.3) Пункт 23 Правил № 162 позволяет при расчете по мощности применять иной метод расчета, предусмотренный договором.
Такой иной метод в виде соглашений о порядке учета газа с применением повышающего коэффициента приведения рабочего объема газа к стандартным условиям (Кс) действовали между ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» и МУП «СТЭ» много лет вплоть до апреля 2017г.
27.06.2017г. ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в адрес МУП «СТЭ» направлен отказ в заключении вышеуказанных соглашений.
При заключении договоров поставки газа на 2018г, 2019г. МУП «СТЭ» изложило в протоколах разногласий к договорам иные способы учета газа при неисправности средств измерения (Приложение 13). Данные преддоговорные споры переданы на рассмотрение в суд.
Но на суды у нас надежды мало, так как они полагают, что заключение таких соглашений право истца, а не обязанность.
Именно поэтому для абонентов - ресурсоснабжающих организаций, использующих свое оборудование и потребляющих газ при производстве иного коммунального ресурса для населения (более 70% от общего числа потребителей тепловой энергии) необходимо на законодательном уровне разработать «иной метод» применительно к пункту 23 Правил № 162, обязательный для применения поставщиками газа.
ПРОСИМ ВАС по вопросу 3: дать поручение Правительству РФ устранить «пробелы» в законодательстве, позволяющие при расчете по мощности злоупотреблять своим правом по отношению к абонентам - ресурсоснабжающим организациям, использующим свое оборудование и потребляющим газ при производстве иного коммунального ресурса для населения.
В тоже время МУП «СТЭ» принимает все возможные меры для снижения задолженности за газ и обеспечения соблюдения прав потребителей МУП «СТЭ», своевременно и в полном объеме оплачивающих тепловую энергию.
Просим обратить Ваше внимание на то, что по данным МУП «СТЭ» за период с 01.05.2017 г. по 30.06.2019 г. потреблено газа на 1 871 752 тыс. руб., оплачено с 01.05.2017 г. по 30.07.2019 г. за газ 2 606 674 тыс. руб.
Таким образом, в течение указанного периода задолженность за природный газ была снижена на 734 922 тыс. руб.: с 901 339 тыс. руб. по состоянию на 01.05.2017 г. до 166 417 тыс. руб. по состоянию на 30.06.2019 г.(снижение на 82 %). Однако ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» своими неосновательными умышленными действиями искусственно завысил задолженность МУП «СТЭ» на 445 614 тыс. руб., что составляет 16% от годовой выручки предприятия.
Масштаб противоречий данных поставщика и нашего предприятия содержится в приведенной на фото таблице, согласно которой оспариваемая МУП «СТЭ» сумма за непотребленный газ составляет 455 млн. руб.
Мы понимаем, что на рассмотрение законодательных инициатив, о которых мы просим, требуется длительное время. Но мы очень обеспокоены судьбой нашего предприятия. Чтобы МУП «СТЭ» не обанкротилось, просим Вас оказать содействие в создании компетентной комиссии, которая смогла бы цивилизованно и мирно помочь урегулировать все спорные вопросы, связанные с несовершенством законодательства в газовой сфере.
С уважением,
трудовой коллектив МУП «СТЭ». Письмо подписали 597 человек. Копия письма размещена на нашем официальном сайте http://www.sochi-teplo.ru/news/?ELEMENT_ID=7997.
Лариса Викторова
Новости на Блoкнoт-Новороссийск