Чьи доходы скрывает транспортная реформа?
Читайте также:
- Михаил Ковалюк будет бороться с коррупцией (28.12.2017 19:37)
- Долги на сумму 861 миллион рублей насобирали новороссийцы (28.12.2017 16:01)
- Автомобили тонут в грязи в Южном районе Новороссийска (28.12.2017 13:05)
Неумолимо уходящий 2017-й год запомнится новороссийцам ярким конфликтом в сфере пассажирских перевозок. Все помнят кризис, когда маршрутки «встали» в знак несогласия с политикой городского управления транспорта и связи. Конфликт приехал «разруливать» аж вице-губернатор Алексей Копайгородский. В течение пары часов стороны вроде бы договорились, зам.губернатора раздал поручения и уехал.
Спустя месяц глава города Игорь Дяченко уволил своего заместителя Александра Яменскова, курирующего проблемную сферу, и начальника управления транспорта Виктора Косачева – главного идеолога «реформ». Но фокус в том, что ни после поручений Копайгородского, ни после увольнения двух ключевых фигур, ничего не изменилось: конфликт грозит новыми митингами и забастовками. Почему так?
Корреспондент «Блокнота» постарался внимательно разобраться в ситуации.
Ветер перемен задул на пассажирский транспорт города с приходом в руководство транспортом города никогда прежде не трудившегося в органах власти, не местного бизнесмена Виктора Косачева. Виктор Васильевич не стеснялся два с лишним месяца занимать муниципальную должность, будучи одновременно учредителем и директором юр.лица. Что, конечно, нарушает федеральный закон. Косачев привел к руководству единственного муниципального транспортного предприятия – троллейбусного депо – своего земляка и товарища Александра Грачева. Следующие за этим события говорят сами за себя.
1.Банкротство троллейбусного депо с продажей земли и последующим ее выкупом через ипотечное кредитование, открытие нового предприятия – МУП «МПТН». Как вывод – город получил земельный участок с обременением, да еще и выкупил свое же имущество по стоимости в 5 раз выше.
2.Заключение договора на установку валидаторов в муниципальный транспорт. Сумма договора – около 40 миллионов рублей. По условиям контракта, при этом, оборудование остается в собственности у компании «Сервис-Проф». К тому же, «Проф-сервис» получает с каждой транзакции 9,5%. Проще говоря, с каждого пассажира, оплатившего проезд, коммерческая структура имеет «десятину». По минимальным подсчетам, с существующих 68 единиц муниципального транспорта это около 25 000 руб. в день. Или 750 000 руб. в месяц, или 9 миллионов в год. За 7 лет контракта – 63 миллиона. Причем, это деньги, которые сейчас идут в местный бюджет. Вместе со стоимостью контракта выходит более 100 миллионов. Спрашивается, за что? Даже если рассчитать установку валидаторов, камер и регистраторов на 68 единиц транспорта, установку сервера и программы – ну никак не получается сумма даже больше 10 миллионов. Да и банковский процент вряд ли превышает 2-3%.
3.Заключение договора на установку платных парковочных мест. Конкурс выиграла компания «Городское парковочное хозяйство». Кстати, директор это фирмы Григоренко Андрей Сергеевич, по странному стечению обстоятельств, также руководит ООО «Сервис-Проф». Да и адрес у обеих краснодарских компаний один и тот же. (См. фото) Совпадение?
В самом контракте тоже без чудес не обошлось. Вместо предписанного решением Городской Думы распределением доходов между муниципалитетом и инвестором в пропорции 50/50, в контракте четко прописано, что инвестор вправе ежеквартально пересматривать отчисления в бюджет в сторону уменьшения в случае «несовпадения с бизнес-планом». Надо ли упоминать о том, что бизнес-план, конечно же, к контракту не прилагается?
4. Коренной пересмотр действующей маршрутной сети. Мотивация – данные пассажирообсчета, проведенного неким физлицом ИП Оплачко за 90 тысяч рублей. К слову, ИП Оплачко уже ликвидирован. Так вот, данные этого пассажирообсчета говорят о том, что маршруты в Новороссийске неликвидны – мало ездит людей. С учетом того, что все перевозчики спокойно работают и зарабатывают, звучит такой вывод странно. К тому же, неоднократно Виктор Косачев и его заместитель Владимир Селимханов говорили о том, что новые маршруты разработаны с учетом пожеланий пассажиров. Но «Блокнот» выходил на улицы с опросом пассажиров, и мнение они высказывали совершенно противоположное: довольных переводом общественного транспорта на узкие, неподготовленные улицы без остановок и пешеходных переходов как-то не находилось. Да и комиссионное обследование выявило именно на новых маршрутах 178 нарушений безопасности дорожного движения.
Но разгадка столь спешного и неподготовленного массового появления новых маршрутов проста: чтобы отменить действующие договора с перевозчиками, необходимо обоснованно изменить не менее 70% маршрутов. И действительно, как только появился проект новой сети, сразу был объявлен конкурс на пассажирские перевозки. Хотя срок действующих договоров у новороссийских перевозчиков истекает осенью 2018 года. Дальше – больше. В условиях конкурса есть два нововведения: ключевое преимущество получают автобусы вместимостью свыше 22-х мест, а также введение нерегулируемого тарифа. Эти условия дали местным предпринимателям недвусмысленно понять, что их победа в конкурсе в планы руководителей транспортной сферы не входит. В среде перевозчиков поползли слухи, что маршруты уже проданы иногородним предпринимателям то ли за 40, то ли за 70 миллионов. Для них-то и нерегулируемый тариф – чтобы цену проезда было проще повышать.
И вот, автора этих «полезных» для новороссийцев изменений увольняют. Вроде бы надо просто вернуть все на круги своя и начать спокойно менять систему к лучшему. Ведь изменения действительно назрели. Но начальником управления назначают … заместителя Косачева Владимира Селимханова. Да и контракты с «Сервис-профом» и «Городским парковочным хозяйством» уже подписаны, торги-то отыграны. Кстати, в компании «Сервис-Проф» трудится супруга Владимира, госпожа Селимханова. Еще одно совпадение?
21 декабря перевозчики проиграли суд – теперь управление транспорта может успеть провести конкурс даже до Нового года. По инициативе председателя Александра Шаталова и детально разобравшись в ситуации, за перенос конкурса выступила городская Дума. Теперь выбор за мэром Игорем Дяченко. На первый взгляд, выбор прост. На одной чаше весов: интересы бюджета, пассажиров, местных представителей малого бизнеса, мнение депутатов Думы. На другой – доходы крупного транспортного бизнеса как минимум краевого уровня. Но так ли все очевидно? В любом случае, подоплеку решения мы вряд ли узнаем. А вот самого решения ждать осталось совсем недолго.