Человек, изменивший культуру: как Всеволод Мейерхольд просвещал Новороссийск
Сегодня, 9 февраля, отмечается 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда, человека, который сделал огромный вклад в жизнь Новороссийска. Выдающийся режиссер, народный артист РСФСР, настоящий профессионал своего дела любил Новороссийск по-особенному. Поэтому город даже спустя годы хранит память Всеволода Эмильевича.
Всеволод Мейерхольд в молодости. Источник : 24smi.org
Карл Казимир Теодор Мейерхольд (именно так его назвали при рождении) появился на свет 9 февраля 1874 года в Пензе. Он стал восьмым ребенком лютеранской семьи Эмилия Федоровича Мейергольда и его супруги Альвины Даниловны Неезе. Отец будущего режиссера являлся купцом 2-й гильдии, владельцем водочного завода. Он активно занимался благотворительностью. Являясь немецким евреем, отец Карла Казимира перешел из иудаизма в лютеранство.
В 1895 году Карл Мейерхольд окончил 2-ю мужскую гимназию в Пензе, принял православие и изменил имя на Всеволод в честь писателя Всеволода Гаршина. В этом же году Мейерхольд поступил на юрфак Московского университета, но уже в 1896 он перешел на второй курс Театрального музыкального училища Московского филармонического общества в классе Немировича-Данченко. Училище Всеволод закончил в 1898 году, впоследствии вступив в труппу Художественно-общедоступного театра. Отсюда и началась профессиональная деятельность, которой Мейерхольд посвятил всю жизнь.
В 1902 году Всеволод Мейерхольд начал самостоятельную режиссерскую деятельность со своим напарником А. Кошеверовым. Спустя пару лет, в 1906 году, он уже стал главный режиссером драматического театра Комиссаржевской в Петербурге, выпустив 13 спектаклей за один сезон. Уже в 1910-м Мейерхольд возглавил театр поселка Терноки (в настоящем - город Зеленогорск вблизи Санкт-Петербурга). Режиссер поразил общественность спектаклем испанского драматурга Кальдерона де ла Барка "Поклонение кресту" - Мейерхольд поставил пьесу на природе. Это лишь часть из всех достижений профессионала, которые вошли в историю.
Летом 1919 года Всеволод Мейерхольд проходил лечение в Ялте, откуда позже направился в Новороссийск, где его поджидала настоящая полоса препятствий. Согласно информации Большого биографического словаря, Мейерхольд находился в тюрьме Новороссийска около двух месяцев из-за доноса о постановке пьесы Маяковского "Мистерия-буфф" накануне. 7 ноября того же года его освободили из заключения под залог на поруки известного в то время новороссийского адвоката Н. В. Лира. Мейерхольд некоторое время скрывался на даче Алперсов в Мысхако, а затем - в горах, вступив в группу красно-зеленых партизан.
После того, как в Новороссийске утвердилась советская власть (весна 1920 года), Мейерхольд стал заведующим подотделом искусств отдела народного образования городского ревкома. Он создал театральную, музыкальную, кинематографическую, литературную секции. Театральная секция, например, за несколько дней набрала в своем составе 105 драматических актеров, 45 эстрадных артистов и 42 цирковых. Режиссер пытался сделать все возможное, чтобы развить культурную жизнь Новороссийска на должном уровне, даже в условиях хозяйственной разрухи и событий в стране.
Всеволод Мейерхольд добился проведения ремонта в зданиях новороссийских театров. Еще недавно в них располагались лазареты и казармы Добровольческой армии, а при Мейерхольде в театры снова вдохнули жизнь, начав снова использовать их по назначению. Уже в мае 1920 года в Советском театре (бывший городской театр) состоялась премьера драмы Андреева "Савва". Постановку организовали под режиссерской деятельностью Вильнера совместно с Мейерхольдом.
В этом же году под чутким руководством Всеволода Эмильевича в Новороссийске открылись художественная и музыкальная школы, а также скульптурная мастерская. В районе нынешних улиц Советов и Новороссийской республики заработал книжный киоск и магазин музыкальных инструментов. На этом культурная работа Мейерхольда в Новороссийске не ограничивалась: он настоял на открытии кафе-клуба для артистов и музыкантов, запустил в городе первую советскую театральную студию (занятия проводились в здании бывшего кинематографа "Кино-Арс"). Там же Всеволод Мейерхольд проводил уроки по сценоведению и театроведению, просвещая артистов и всех неравнодушных к творчеству людей.
В июле 1920 года Мейерхольда назначили главным режиссером всех советских театров в Черноморском округе, а спустя месяц, в августе, он поставил в Новороссийске спектакль по пьесе Ибсена "Нора" в 1-м Советском театре. Большие успехи предзнаменовали большие изменения: в начале сентября режиссер получил предложение от А. Луначарского возглавить театральный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР, и Мейерхольд принял решение переехать в Москву с семьей. Там же, в столице, Всеволод Эмильевич спустя три года основал собственный театр. Он просуществовал до 8 января 1938 года. После вынужденного закрытия Мейерхольд работал в оперном театре Станиславского, где позже, после его смерти, стал главным режиссером.
Перед началом Великой Отечественной войны Мейерхольд, как и многие другие деятели творчества, подвергся репрессиям. Из открытых источников известно, что Всеволода Эмильевича задержали 20 июня 1939 года в Ленинграде. Предположительно, арест произошел из-за критики Сталина спектакля "Дама с камелиями": Зинаида Райх, супруга Мейерхольда, даже писала письмо вождю, где уличила его в профанстве в направлении искусства. Это только накалило ситуацию до такой степени, что впоследствии работу Мейерхольда признали "чуждой" советскому народу. По этой же причине ГосТиМ (театр Мейерхольда) закрыли с одобрения Политбюро. Всеволода Эмильевича признали приверженцем Троцкого, главного политического врага Сталина. Мейерхольда также подозревали в шпионаже японской разведке, приписали сговор с различными членами оппозиции.
"Газета.ру" в своем материале об аресте Мейерхольда цитировала ордер на арест режиссера:
«Установлено, что в течение ряда лет состоял в близких связях с руководителями контрреволюционных организаций правых – Бухариным и Рыковым. Арестованный японский шпион Иошида Иошимасу получил директиву связаться в Москве с Мейерхольдом. Установлена также связь Мейерхольда с британским подданным Грей, высланным в 1935 году из Советского Союза за шпионаж».
В период обысков и ареста Всеволод Мейерхольд старался соблюдать спокойствие. Однако у его жены Зинаиды Райх держаться "молодцом" не вышло: она сделала все возможное, чтобы внести в графу протокола "Заявленные жалобы" обращение о дерзости чекистов. Это стоило Райх жизни. Неизвестные убили супругу Мейерхольда в собственной квартире через 24 дня после ареста режиссера, в ночь на 15 июля 1939 года. Данное преступление по-прежнему остается нераскрытым.
«Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам, боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток».
В конечном итоге, после жутких пыток и избиений, Всеволод Эмильевич подписал признательные показания. По сути, история Мейерхольда закончилась 1 февраля 1940 года, когда Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила народного артиста РСФСР к расстрелу. Мейерхольда казнили уже на следующий день. Только спустя годы, в 1955 году, Верховный суд уже посмертно признал деятеля культуры невиновным.
Всеволод Мейерхольд прожил насыщенную жизнь, наполненную любовью к театру, культуре и просвещению. Легендарного режиссера мир помнит до сих пор, и будет помнить.
В Новороссийске память Всеволода Мейерхольда увековечили в названии улицы (район 5-й бригады). В 1993 году в городе также открыли мемориальную доску в честь Всеволода Эмильевича: она располагается на фасаде дома по улице Новороссийской республики, 4.
Улица имени Всеволода Мейерхольда на картах Новороссийска
Открытие мемориальной доски Всеволоду Мейерхольду в Новороссийске, 10.09.1993г. Источник: Госкаталог
Вот, что писал о Всеволоде Мейерхольде новороссийский историк Сергей Новиков:
"1920 год. В Новороссийск вернулась Советская власть. Делами культуры в местном ревкоме ведает писатель Федор Гладков, в его театральной подсекции - новатор театра Вс. Мейерхольд.
Всеволод Эмильевич - в творческом ударе. Сценических площадок ему мало. Театральное действие вскоре переносится и на улицу. В Новороссийске "гвоздь дня" - уличные мистерии или, как их тогда называли, "массовые игрища".
[....] В августе 20-го Мейерхольд осуществляет ранее задуманное - грандиозную постановку по мотивам "пробной" пьесы начинающего драматурга Всеволода Вишневского "Суд над Врангелем". Вскоре на главной станичной площади (речь идет про Крымск - прим.ред.) развернулось невиданное в этих местах зрелище. Во всей трупе - единственный профессиональный актер, игравший роль барона Врангеля.
[...] "Порубать, пострелять!" - взорвалась многотысячная толпа. К счастью, на этот раз "барон Врангель" каким-то чудом уцелел."
Кристина Мельникова
Новости на Блoкнoт-Новороссийск