Экономика,
сегодня, 12:10
Россияне могут остаться без кэшбэков

freepik.com
Читайте также:
- Житель Новороссийска вскрывал металлическим штырём автомобили в Южном районе (сегодня, 11:10)
- Начало августа в Новороссийске собрало аварий на неделю вперёд (сегодня, 10:10)
- ИИ и робот «Геннадий» отбирают кандидатов на госслужбу в Петербурге (вчера, 21:00)
- Гороскоп от «Блокнота»: скорпионам уйти в себя, а львам убрать из жизни «душных» людей (сегодня, 09:00)
- Погода в Новороссийске: как же сегодня будет жарко и душно (сегодня, 07:00)
Полностью отказываться от кэшбэков банки не планируют, но будут пересматривать модели. Уже осенью 2026 года запланирован массовый запуск цифрового рубля. Сейчас растет популярность системы быстрых платежей (СБП). Почему именно эти новации ставят под вопрос будущее кешбэка, пишет «Российская газета».
Участники рынка отмечают, что в прошлом году банки выплатили кешбэка на 400 млрд рублей. В этом году - уже на 500 млрд рублей.
- В России первые карты с кешбэком появились только в 2007 году. Причиной стало даже не развитие мобильных приложений, а разъяснение Федеральной налоговой службы (ФНС), что кешбэк не считается доходом клиента., - рассказал "РГ" Андрей Чирков, эксперт в сфере платежей.
Популярность такая модель набрала в 2012-2013 годах: вслед за крупными игроками последовали и остальные. Вместе с ними развивались и программы лояльности супермаркетов, авиакомпаний, отелей.
По словам Анны Щетниковой, руководителя отдела по работе с банками финтехкомпании Paygine, основным источником средств на кешбэк для банков служат комиссии от эквайринга (услуга, которая позволяет бизнесу принимать безналичные платежи от клиентов по картам через специальные терминалы. Банк берет эту комиссию не с клиента, а с бизнеса. Последний ее "вшивает" в цену товара. И получается, что переплачивает все равно клиент. - Прим. "РГ"). Но зачастую в форме привычного многим держателям карт кешбэка выступают и торговые скидки, предлагаемые непосредственно магазинами и распространяемые на отдельные категории товаров.
- Банк-эмитент делится частью этой комиссии с клиентом, понятно, по коммерческим соображениям. Делается это, чтобы сохранить лояльность клиентов и "держать" обороты на собственных картах, - добавила Анна Щетникова.
В среднем размер кешбэка при операциях по банковской карте составляет 1-3%, но иногда может доходить и до 5%. Есть и акции, где обещают кешбэк до 50 и даже 100%. Они появляются благодаря тому, что ретейлеры и агрегаторы доплачивают банкам за привлечение покупателей.
- Но любой кешбэк предполагает и ограничения в виде максимальной суммы (как правило, не более 2-3 тыс. руб.), ограничения по категориям или партнерам, обязательные минимальные траты по категории или необходимость регистрации в спецприложении, - уточнила эксперт.
Кешбэк изначально был способом привлечь клиентов, стимулировать их тратить больше и собрать данные о потребительском и платежном поведении, чтобы потом предлагать дополнительные продукты, отмечает Эряния Бочкина, аналитик Банки.ру.
- Сегодня кешбэк - лишь один из инструментов удержания клиентов. Банки переключились на создание экосистем, предоставление индивидуальных условий по продуктам и внедрение геймификации, - добавила она.
За последние 75 лет комиссия, которую платят банкам и платежным системам, снизилась значительно. Bank of America, создатель международной платежной системы Visa, фиксировал комиссию 6%, а спустя годы - 3% для крупного бизнеса. В России комиссия за переводы между физическими лицами уже нулевая, за платежи бизнесу по картам - около 1,5-2,5%, а по Системе быстрых платежей (сервис Банка России) - 0,4-0,7%. Поэтому все большая доля платежей, в которых заинтересован и бизнес, уходит в сторону СБП - мимо банковских комиссий. По СБП они нужны для поддержки работы этой инфраструктуры.
- С появлением цифрового рубля и ростом популярности Системы быстрых платежей доходы банков от комиссий за транзакции, за счет которых и финансируются программы лояльности, неизбежно сократятся, - считает аналитик Бочкина.
С внедрением СБП банки теряли доходы от межбанковских комиссий, так как перечисления между физлицами через систему для них практически бесплатны (комиссия берется, только если клиент перевел более 100 тыс. руб.). Поэтому, по словам экспертов, СБП некоторое время после запуска не была популярна, в некоторых случаях даже скрывалась банками.
- Но все изменилось, когда регулятор, с одной стороны, ввел обязательные требования по использованию СБП для банков, с другой стороны, стал стимулировать внедрение СБП различными акциями, - говорит Щетникова.
Это вряд ли приведет к полному вытеснению кешбэка, полагает Бочкина. Для многих клиентов по-прежнему важно получать возврат части расходов, пусть даже эта сумма будет маленькой.
- При оплате через СБП, вероятно, так же будет и с цифровым рублем, банки не предоставляют кешбэк. И по итогу можно рассчитывать только на менее охватные акции, которые проводит непосредственно Национальная система платежных карт (НСПК), - заключила аналитик.
Анна Кушнарева
Фото freepik.com
Новости на Блoкнoт-Новороссийск