Новороссийск Воскресенье, 24 ноября
Общество, 08.12.2022 19:20

Тамара Пятак: потеряла сыновей и квартиру, но не потеряла веры в людей и жажду к жизни

1940-й год. Захолустный городок Черемхово в Иркутской области. Глубокая Сибирь. Жизнь Тамары Александровны Пятак сразу началась на высочайшем уровне сложности.

    

Начало пути

Тамара Александровна родилась за год до начала Великой Отечественной войны. Такое страшное и кровопролитное событие не могло не оставить отпечаток на судьбе ребёнка.

Отца Тамара Пятак никогда не видела: в 1941 году его призвали в армию, и вскоре – на фронт. Он был трактористом, его сразу определили в танковые войска. Отец Тамары Александровны погиб в составе 37-й танковой дивизии на Курской дуге.

- Когда я смотрю военные фильмы, особенно о Курской дуге, по-детски, что ли, думаю: «Может, моего папу там покажут?» Наивно, конечно, но… хотелось бы увидеть, - делится Тамара Александровна.

После смерти первого мужа мать Тамары Пятак вышла замуж второй раз и родила ещё двоих детей. Но всего в семье было десять детей: еще семерых – обездоленных, оставшихся без крова и без родителей после войны – приютили.

- В это время было много дезертиров, бандитских формирований, которые находились в тайге. Что печально, чем больше проходило лет после войны, тем больше было банд. Они осуществляли набеги на мирное население. А в то время в Сибири был голод. Бывало, приходили, проверяли, сколько у тебя, допустим, кур, и говорили сколько яиц ты должен сдать государству. В войну из них делали яичный порошок, и отправляли всё на фронт.

Несмотря на тяжести, жили большой, дружной и шумной семьёй.

- Мама очень хорошо пела, она поставила голос всем детям. Когда мы уже немножко оперились, то все музицировали, все пели. У меня был брат – Леонид Михайлович Харитонов, народный артист России, заслуженный-перезаслуженный человек, который когда-то исполнял партию Маресьева «Повесть о настоящем человеке», работал в Большом Театре. Кроме него никто не пел такие романсы, как «Гори, гори, моя звезда», «Есть на Волге утёс», «Эй, ухнем» и многие другие произведения. Что характерно, все песни были взяты из Сибири, - вспоминает Тамара Александровна.


Леонид Михайлович Харитонов (фото: Russian-Records)

Ещё один брат Тамары Пятак был лётчиком. Он закончил Сасовское лётное училище, но в послевоенные годы погиб – самолёт взорвался.

Сегодня у Тамары Александровны практически не осталось братьев и сестёр. Кто-то погиб ещё в юности, кого-то унесли хронические заболевания, а кто-то – не пережил ковид. Но каждый прожил достойную жизнь: получил высшее образование, достиг высот в карьере или спорте, воспитал детей.

- Я была средним ребёнком, но почему-то на мою долю приходилась вся черновая работа: и стирка, и уборка, и приготовить покушать. А что такое – накормить 10 детей? Да и годы, конечно, были очень тяжёлые. В Сибири была самая настоящая голодовка. Не знаю, как другие семьи, а мы всегда мечтали хорошо покушать.

Нужно было работать. А для этого – поступить в вечернюю школу. Но чтобы учиться, нужно было достичь совершеннолетия.

- Директор сказала: «Пиши, что в 1938-м году родилась». А я пишу трясущейся рукой и плачу: мама учила никогда не врать. Но в этот раз нужно было.

И это правда. Благодаря такому быстрому «взрослению» Тамара устроилась в Дом культуры – учила маленьких детишек танцевать. Дополнительно подрабатывала билетёром. А затем в жизнь юной девушки ворвался спорт, а если точнее – коньки.

 

Спортивная карьера

Заниматься спортом, тем более – конькобежным – было непросто в голодные годы. У Тамары Пятак не было даже коньков. Впервые девушка увидела их как раз в 17 лет, и то у подруги. Но та делилась, давала покататься.

И однажды нашу героиню за этим занятием застала Инга Воронина (Артамонова), мастер спорта СССР, чемпионка союза и многократная рекордсменка мира по конькобежному спорту, приехавшая в Черемхово с подругой. Она-то и сказала Тамаре: «Прихрамываешь (у Тамары с рождения одна нога чуть короче другой)? Заметно. Но ты результативная. Давай, занимайся».


Инга Григорьевна Воронина (Артамнонова), (фото: РИА Новости спорт)

И всё получилось. В 1963-м году в возрасте 23 лёт Тамара сдала норматив на мастера спорта. Но для этого пришлось преодолеть сложный путь. Чтобы получить возможность тренироваться, девушка устроилась на работу в точку по аренде коньков. Зарплату не получала. Просила только давать коньки – потренироваться. Зачастую задерживалась до глубокой ночи, проходила по 5-6 кругов, познавала себя и своё тело, училась преодолевать. И себя, и других.

Тренировалась, невзирая ни на серьёзные травмы, ни на усталость. Даже после рождения сына Тамара Александровна не бросила спорт. Благо, возможность заниматься была: с младенцем очень любила проводить время свекровь. Из спорта Тамара ушла поздно: когда ей было далеко за 30. Но до сих пор, бывает, снится, как становится на коньки и бежит так, что лёд плавится под лезвиями…

 

Поступила на юриста, спев «Вставай, страна огромная»

Параллельно с занятиями спортом Тамара Пятак не забывала и об образовании. В 18 лет она поступила в Свирский электромеханических техникум. Училась на вечернем отделении, на занятия ездила на паровозе в кабине с машинистом – денег на дорогу не было.

- Возьму хлеба, маргарином помажу, сахарочком или солью присыплю – вот и вся еда.

А потом уже, в 1964-м году, Тамара Александровна поехала поступать в Иркутск. Изначально хотела стать врачом. Но, признаётся, химию никогда не знала. Да и в целом по складу ума была гуманитарием, а сильных школьных учителей по точным наукам в Черемхово не хватало.

- По математике у меня были все тройки. Наш преподаватель по математике была биологом, сама-то всё с конспекта списывала. Когда к нам в 9 классе пришла настоящий преподаватель математики, сказала только: «Вы что, класс дураков?». А мы действительно ничего не знали, - смеётся Тамара Александровна.

Химию тоже особо не знали. Поэтому вступительный экзамен Тамара «завалила». Так и шла в слезах по вузовской набережной в Иркутске. А навстречу – знакомые девчонки. Они и посоветовали поступать на юридический. Язык, как говорится, «подвешен», документы ещё принимают. Тамара – бегом в институт. Сразу сказала: «А вам мастер спорта не нужен? Возьмите меня, пожалуйста, меня в медицинский не взяли».

Своей искренней наивностью и живостью Тамара, видимо, зацепила декана. Он назначил комиссию на следующий день.

Тамаре Александровне достался билет по истории Великой Отечественной войны. Эту тему абитуриентка знала назубок. Стояла возле карты с указкой, отвечала… Как вдруг один из преподавателей решил подшутить:

- А вот скажите, пожалуйста, а какой лозунг был, когда началась война?

- Родина-мать зовёт! – воскликнула Тамара, даже встав, как Родина-мать на известном плакате.


- А вы не помните, какая песня была призывная?

- Помню.

- А можете спеть?

- Спою.

И спела весь куплет песни «Вставай, страна огромная». Прямо на вступительном экзамене. На следующий день об этом знали все преподаватели. И подписали «бегунок» без лишних вопросов. В итоге Тамара Пятак поступила на юридический вне конкурса.

Однако уже на втором курсе задумалась о том, чтобы перейти на заочку. Мама заболела, нужно было ей помогать, зарабатывать деньги. Преподаватели в институте вошли в положение, и даже помогли устроиться на работу помощником следователя. Так и началась юридическая карьера Тамары Пятак.

Ещё не один раз в жизни ей пригождалось знание закона. Но порой играло и злую шутку. Так, однажды в квартире Тамары Пятак начался пожар. До сих пор она не знает, было ли это случайностью или намеренным поджогом. Но все фотографии, в том числе – родителей, были безвозвратно утрачены.

 

Личная жизнь

Ещё будучи студенткой юридического, Тамара вышла замуж. Её избранник – Владимир Шерстнёв – тоже был спортсмен, комсомолец и просто красавец. Уже потом она узнала, что он был сыном первого секретаря горкома партии.

- В 1962-м году у меня родился сын. А когда сыну был годик, мы с Володей разошлись. Он был человеком другого полёта. Хотел – работал, хотел – не работал. Девушек очень любил. А я не могла это всё вынести.

На протяжении девяти лет Тамара жила вдвоём с сыном. А затем мальчик погиб, и она осталась одна. Сразу же после похорон случился пожар, о котором мы писали чуть выше.

- Я не могла уже жить одна. Мне было очень тяжело. Все эти напоминания, эти стены обгоревшие… Да и какое-то состояние у меня было ужасное. И я ещё раз попыталась выйти замуж.

Спутником по жизни Тамары Александровны стал Анатолий Владимирович Пятак. На то время он был студентом, и жена, уже получившая высшее образование, помогала ему по учёбе – писала за него все контрольные, курсовые и дипломные.

Сразу после выпуска Анатолий Пятак позвал жену на свою малую родину – в Новороссийск.

- Я, к стыду великому, хоть географию и хорошо знала, а что Новороссийск находится на Чёрном море – не ведала, - улыбается Тамара Пятак.

Узнав, сразу согласилась переехать. К этому времени у неё уже родилась дочь Ася, которая была болезненным ребёнком и плохо переносила сибирский климат. А тут – море, юг, тепло. Так думала Тамара. Но приехав в Новороссийск в 1978-м году, застала норд-ост. Ледяной ветер сдул с женщины шляпу, и первое, что она подумала: «Куда я попала?»

Но позднее влюбилась в этот город, и до сих пор здесь живёт.

 

Карьера

В Новороссийске Тамара Александровна снова вспомнила детство, поскольку жила первое время у свекрови. Там же часто были гости. Снова приходилось готовить на 10 человек. Захотелось обустроить своё гнёздышко. А в те годы нигде так часто не выдавали квартиры, как в тресте №12. Туда Тамара Пятак и устроилась юристом. Оттуда была направлена в двухлетнюю загранкомандировку в Монголию, где служила адвокатом в военном трибунале. Хотя изначально ехала кладовщиком. Но не захотелось тамошнему руководству портить хорошую трудовую книжку.

Вернувшись в Новороссийск, Тамара Пятак окунулась с головой в общественную деятельность. Сначала возглавила Совет женщин в тресте, затем – в городе, а затем – возглавила Комитет солдатских матерей. Успела побывать и представителем губернатора в Новороссийске.

- Я уезжала на работу в 7 утра и возвращалась в 11 вечера. Помню, выхожу из кабинета и успокаиваю людей: не расходитесь, я пока всех не приму, не уйду. Очень много благодарностей поступало в мой адрес в те времена. Помню, письмо пришло Кондратенко (губернатор Краснодарского края с 1997 по 2001 годы) со следующим содержанием: «Я пытался решить свою проблему 5 лет, Тамара Пятак её решила за 5 минут».

В годы Чеченских кампаний все силы Тамара Пятак бросила на поддержку фронта. Сразу стала собирать и отправлять гуманитарную помощь, а в какой-то момент даже поехала в Моздок спасать пленных солдат. В обмен на двоих пленных отдала чеченцам норковую шубу, в кармане которой лежал миллион рублей. Но позиция Тамары Александровны всегда была неизменна: в мире нет ничего важнее человеческой жизни.

 

Снова – первая

Тамара Александровна – не только первая и единственная мастер спорта по конькобежному спорту в Новороссийске, но и первая, кто начал собирать гуманитарную помощь для военнослужащих, отправившихся на Украину выполнять задачи, поставленные в рамках СВО.

Всю пенсию – до последней копейки – она отдаёт на фронт, ежедневно организовывает и контролирует ход отправки грузов на линию соприкосновения. Даже нашла хирургов – бывших врачей клиники Бурденко – которые консультируют врачей новороссийских военных госпиталей в вопросах операций раненых бойцов.

Зарядившись энергетикой Тамары Александровны, усилия начали прикладывать и другие её знакомые, многие из которых – городские чиновники или депутаты.

- Скажу честно и откровенно, до такого состояния развитие конфликта между Россией и Украиной я не представляла. Но однажды я была во Львове и слышала буквально от каждого «западенца», что мы – москали, что мы дурно пахнем, мы – плохие люди, что надо нас уничтожать, что надо нас убивать. Приходишь в магазин, начинаешь что-то спрашивать, она (продавец) ко мне даже не повернулась, услышав русский язык. А было это в 1960-е годы. Тогда это всё начиналось, и вот к чему пришло. Это продлится ещё не менее года. Потому что НАТО наращивает вооружение, наёмников… Я только думаю: «Неужели всё, абсолютно всё слагается из материального блага?» Им, украинцам, все помогали – и Россия помогала, и Беларусь помогала. Привыкли они жить на подачки. И вот к чему всё привело. Закончится только тогда, когда иссякнет злобная подачка со стороны НАТО, когда не будет негативного отношения всех западных стран (а оно обязательно иссякнет). Думаю, наступит мир и согласие между нашими народами. Мы, русские, не злопамятные. Мы быстро умеем прощать. Всё простили немцам после Великой Отечественной войны. Помню, сколько русских специалистов уезжали работать в Германию для восстановления заводов, и фабрик, и городов. И здесь снова будем восстанавливать мы.

Тамара Александровна и сейчас хотела бы поехать на Украину, как когда-то ездила в Моздок. Но всё же 82 года дают о себе знать. В этом году Тамара Пятак перенесла операцию и на глаза, и на ногу. После каждой требуется восстановление. Поэтому она делает всё, что может, отсюда, из Новороссийска. Города, ставшего родным за 44 года.



Новости на Блoкнoт-Новороссийск
  Тема: "Лица города" Новороссийск  
2
0