Новороссийск Суббота, 28 декабря
Общество, 19.03.2021 20:00

Все «сложные» дети хотят внимания: преступность в Новороссийске

Какие инструменты существуют для решения острых проблем, с которыми сталкиваются семьи? Как нарушают права ребёнка? Какую ответственность на самом деле несут несовершеннолетние за преступления? Как оградить ребёнка от плохой компании? Где оказываются дети, пока родители пытаются найти работу? Как влияет семья на личность ребёнка? Как работает ювенальная юстиция в Новороссийске? На эти и другие вопросы отвечает Евгений Игоревич Титков, начальник управления по делам несовершеннолетних, помощник уполномоченного по правам ребёнка в Краснодарском крае.

— Здравствуйте. Давайте поговорим о статистике преступлений.

— Если 2020-й год сравнивать с 2019-м, то статистика преступлений в отношении несовершеннолетних снижается. Например, в позапрошлом году по данным полиции было зарегистрировано 150 преступлений, а в прошлом 133, то есть минус 17 преступлений. В статистику преступлений против несовершеннолетних входят алименты — таких преступлений было 52, это рост. Нужно обращаться к родительской общественности, читателям — бывших детей не бывает! В своё время, когда шли на то, чтобы завести семью, детей, принимали эти условия. А потом что-то происходит между родителями, и начинаются амбиции, мол, это не мой ребёнок… Этим нарушаются права детей.

— Расскажите о конкретном случае нарушений прав ребёнка?

— Был случай жестокого обращения матери по отношению к своему ребёнку в прошлом году, это все помнят. Соседи вызвали службу 112, потому что их затопило, и в квартире обнаружили мальчика. Маму осудили, она уже находится в колонии-поселении. Мальчик дней пять находился в больнице, потом в реабилитационном центре. Он был страшно испуган. Сейчас он живёт в другом городе нашего края у своего биологического отца, который установил после этой истории отцовство и забрал ребёнка себе в семью. Рассматривается вопрос о лишении матери родительских прав, чтобы окончательно поставить точку в этой ситуации.

— Как решается проблема семейного насилия?

— Проблема семейного насилия есть. Сложно понять, происходит ли оно в конкретно взятой семье, потому что семья закрыта. Соседи друг с другом не общаются, кто проживает рядом, не знают, и что творится в этой семье, мало кто знает. На вид семья благополучная, мама и папа работают, а потом выясняются подробности — либо кто-то из родителей или сожителей совершают сексуальные действия в отношении ребёнка, и такие факты есть. Либо как в этом случае, когда мать свои переживания выплёскивала на своего ребёнка. Много случаев, когда родители самостоятельно не могут договориться, с кем должен проживать ребёнок, каким образом организовать его общение со второй стороной. Тут есть возможность досудебного разбирательства. Нужно обращаться в Управление по делам семьи и детства, составить досудебное соглашение с участием психологов и сотрудников службы опеки. А если спокойно договориться не получается, то одному из родителей нужно выходить в суд с иском и определить место проживания своего ребёнка и порядок общения родителей с детьми.

— Как велика преступность среди несовершеннолетних?

— В прошлом году преступлений, которые совершили дети, у нас было 57, и это на 8 преступлений больше, если сравнивать с 2019 годом. Но самих детей, которые принимают в этом участие, меньше. 47 детей, которые совершили преступления — это на семь меньше, чем в позапрошлом году. Два подростка у нас совершили ряд правонарушений. Одного несовершеннолетнего по ходатайству комиссии по делам несовершеннолетних в прошлом году поместили в переясловскую спецшколу закрытого типа по решению суда сроком на три года. Всё-таки это образовательное учреждение. Там с ними проводится воспитательная работа. А в начале этого года одному подростку мера пресечения была изменена с исправительных работ на арест в следственном изоляторе, ещё будут суды и, скорее всего, его отправят в колонию. У него ряд преступлений имущественного характера — кражи, грабежи.Мы пытаемся сделать всё возможное, чтобы ребёнок оставался ребёнком. Использовать все меры воспитательной, профилактической работы, чтобы сохранить ему нормальную жизнь. Чтобы его не посадили в колонию, чтобы он был в своей семье, учился в школе, чем-то занимался… На стыке этих вопросов сложно понять, исправился ли подросток, особенно когда семья благополучная.

— Какие преступления они совершают?

— В основном имущественного характера, это кражи. И здесь только один метод воспитательной работы — проводить в образовательных организациях правовую грамотность. Чтобы каждый ребёнок точно понимал, что наказание будет. Многие так и говорят — «Я несовершеннолетний, мне ничего не будет!» Но у нас подростки несут ответственность по одним статьям Уголовного Кодекса с 14, по другим — с 16 лет. Один раз тебе, допустим, поверят, а на второй уже точно нет, и наказание ты понесёшь. А самое главное в преступлениях — ну ладно, ты украл что-то, но жизнь же ломается! И здесь очень важно, когда всё уже произошло, кто окажется рядом с тобой. Как поведут себя в этой ситуации родители, педагоги, классный руководитель.

— В чём причина возникновения преступности среди несовершеннолетних?

— Это любопытство, желание попробовать что-то новое, часто — желание доказать родителям, что взрослый, а главное — наличие свободного времени, которое не занято чем-то положительным. И находятся друзья, старшие товарищи, которые втягивают его в это преступление. Они говорят — тебе же ничего не будет! То есть заведомо вводят в заблуждение. Нужно знать круг общения ребёнка, чтобы не было проблем.

— Насколько распространена наркомания среди детей и подростков?

— Это всегда актуальный вопрос. Даже один случай — большое ЧП, должен быть в приоритете и центре внимания. Это в человеческой природе — что-то попробовать. Нужно очень внимательно отнестись, рассказать о последствиях. По итогам 2020 года преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств четыре, в 2019 не было ни одного такого случая, а в 2018 — пять. Это очень серьёзный вопрос, и к каждому случаю нужно подходить индивидуально, провести служебное расследование: что способствовало этому происшествию? Что можно ещё сделать? Проанализировать ситуацию, чтобы она была примером для педагогов, родителей.

— Каково влияние семьи на формирование личности несовершеннолетнего?

— Самое прямое. Личность формируется в семье, ребёнок видит там пример. Понятно, что жизнь — сложная, все заняты своими делами, зарабатыванием денег, и нет близости «ребёнок-родители», нет времени пообщаться, провести время вместе… Нужно давать максимальную любовь ребёнку, организовать внеурочную занятость. Когда у ребёнка есть увлечения, которые являются целью его жизни, не хватит ни времени, ни желания заниматься преступлениями. Когда ни родители, ни педагоги не заняли это свободное время… Родительская общественность, органы профилактики работы с несовершеннолетними должны обратить на это внимание — организация полезной деятельности детей, кружки, секции.

— Есть ли положительные примеры, когда среда нездоровая, но ребёнок стремится вверх?

— Индивидуально-профилактическая работа — потому что каждый случай уникален. Есть семьи очень обеспеченные, родители влиятельные, а с детьми проблемы. Почему? Ребёнок был предоставлен сам себе, либо была чрезмерная любовь и опека. А есть семьи неблагополучные, а дети очень хотят жить не так, как родители. Например, несовершеннолетний находился в одном из закрытых учреждений, до этого воспитывался с мамой, а мама неблагополучная. И у него начались проблемы, но мальчик очень сильно и любил, и любит свою мать. Всё, что с ним происходило — оттого, что мать, когда должна была уделить ему время, занималась своей жизнью, выстраивала личные отношения. А педагоги говорят — он сильно нуждается в любви, в какой-то теплоте. Ребёнок тянется и делает всё, чтобы попытаться доказать, что он хороший. Это ещё раз говорит о том, что нужно найти подход к ребёнку. Все «сложные», «трудные» дети хотят внимания, заботы и любви.

— Как выстроена ваша работа?

— Есть комиссия по делам несовершеннолетних. Это координатор, воспитательно-профилактическая работа. Есть система профилактики. Туда входят органы и учреждения — Управление образования и образовательные организации, Управление культуры и учреждения культуры, Управление спорта и учреждения спорта, Управление внутренних дел и отделы полиции, Следственный комитет. Есть учреждения, в чьи полномочия входит организация профилактической работы с несовершеннолетними. Если мы говорим о профилактике, то нужно увидеть проблему на самой ранней стадии, когда в семье только зарождается конфликт. Здесь нужно получить информацию. Первыми на тропу выявления неблагополучия выходят учреждения здравоохранения, педиатры, которые осуществляют патронаж семей. Когда мамочка родила ребёнка, они смотрят — в каких условиях, осуществляется ли лечение, медицинские процедуры, если видят проблемы — мама выпившая или ещё что-то — они обязаны сообщать к нам в Комиссию по делам несовершеннолетних либо в правоохранительные органы. Когда мы получили такую информацию, то организовываем выезд с органами опеки, врачом и сотрудниками полиции. Общаемся с родителями, смотрим, в чём проблема, но главное — не просто выявить её, а устранить, помочь. Если нужны социальные службы оформить выплаты, мы подключаем соцзащиту. Для трудоустройства родителей — Центр занятости. Если родители совсем в асоциальном состоянии, мы помещаем ребёнка в реабилитационный центр на территории города. Он там находится, пока родитель не приведёт свою жизнь в порядок — закодируется, устроится на работу, устранит негативные факторы. Пока ребёнок находится в реабилитационном центре, с ним работают службы. Его ставят на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних и начинают работать с родителями. Самое в этом сложное — убедить, что нужна, скажем, медицинская помощь, если проблемы с алкоголем, чтобы вернуть ребёнка в семью.

—Многие говорят, что лишь бы забрать детей…

— Нет! Это самая крайняя мера, когда ребёнку в семье находиться опасно. Политика государства — чтобы дети росли в кровной семье. Для этого органы власти семье должны помочь. Только когда они все подписались, что помочь невозможно — два раза кодировали, не помогает, нет желания у родителей идти на работу, и так далее — органы опеки выходят с иском в суд на лишение родительских прав. Органы опеки единолично не принимают решение, оно комплексное, комиссионное. Это происходит редко, в самых кричащих случаях.

— Нуждается ли система в усовершенствовании?

— Существуют законы, инструментарий, который работает. Здесь вопрос в том, как каждый участник выполняет свою работу. Чтобы педиатр был внимателен к тем, кто приходит, чтобы воспитательница в детском садике сообщила, если видит что-то не то. Самое главное — человеческий фактор. Если каждый будет относиться к своей работе не формально, не равнодушно, пропускать её через себя, тогда всё будет.

— Расскажите в двух словах о себе.

— Я должностное лицо. Мне нравится социальная работа. Я всегда хотел помогать людям. Я работаю в администрации уже много лет, у меня два образования, одно педагогическое, одно управленческое. Одно желание — чтобы работа приносила результат. Иногда руки опускаются, а потом происходит что-то хорошее — семье помогли или ребёнка отправили на какую-то реабилитацию, нашли ему деньги — это заряжает.

Мария Панкевич

Новости на Блoкнoт-Новороссийск
0
0