Новороссийск Пятница, 19 апреля
Общество, 18.12.2022 17:30

Лихие 90-е, покушения и прессинг власти: каким запомнил Новороссийск Юрий Моша

Этот человек стоял у истоков зарождения медиасферы в Новороссийске. Застал появление первых городских телеканалов в девяностых и даже сделал свой, от которого сегодня остались одни воспоминания: одновременно приятные и горькие. А сейчас он - владелец бренда "Новое русское слово".

 Именно под таким названием с далекого 1910-го года издавалась русскоязычная газета в Нью-Йорке. Первая газета русских эмигрантов. Сегодня возрождает издание некогда успешный новороссийский бизнесмен  Юрий Моша. Юрий поделился с "Блокнотом" историей становления СМИ в городе-герое и многими другими интереснейшими фактами. 

С 2011-го года Юрий Моша живет в США. Тем не менее, его имя до сих пор помнят некоторые жители Новороссийска, в основном - из элиты бизнеса и политики. О том, как Моша потерял свой бизнес мечты из-за того, что был неугоден власти, "Блокнот" рассказывал ранее (гиперссылка). Сегодня мы начнем повествование о телеканалах, газетах и рекламе, начавших свое развитие после распада СССР. Спойлер: было тяжело, но романтично и загадочно. Некоторые проблемы, проявшившиеся  в те годы, актуальны для Новороссийска и сейчас. 

Б ("Блокнот"): С чего началось формирование медиасферы в Новороссийске? Какие СМИ существовали в городе на конец 90-х, начало нулевых? Какие из них можно было назвать свободными и независимыми? 

Ю (Юрий Моша): Телевидение началось с распада СССР и с того, что началась коммерция в жизни общества. Рыночная экономика, как говорили тогда. Появились первые телеканалы, не только в Новороссийске, но и по всей России. Частные  телеканалы. Первый канал в Новороссийске назывался  "Новороссийск ТВ". Его основал Бирюков, которого взорвали в машине в 90-е. Убийства у нас тогда были практически каждый день. Бирюкову повезло - он выжил после покушения. Второй канал - телекомпания "Новая Россия". Ее возглавляла Любовь Романова, которая до этого работала в комитете партии. Она сначала была комсомольским работником, потом коммунисткой. Все лакомые места доставались тем, кто был при «кормушке». Третий телеканал - "Заря", принадлежавший господину Медведкову. Он был владельцем частного банка. Четвертый телеканал - "33 канал" Сергея Шишкарева. Это местный олигарх, самый богатый человек Новороссийска. Если бы был список Форбс Новороссийска, он бы возглавил его, а Синяговский занял бы второе место. Наш канал - пятый - "ННТ". Новое Новороссийское телевидение. Телеканал "33" и "ННТ" получили лицензию, выиграв  конкурс Министерства печати, а не вследствие случайных (или неслучайных) возможностей. Это была непростая процедура. Все каналы не были независимыми и свободными, они реализовывали политику своих владельцев. Романова была связана с властями, так как дружила с «верхушкой», «отмывая» бюджеты: и краевой, и городской благодаря информационной поддержке. «33 канал» служил Шишкареву и реализовывал его политические амбиции. Канал финансировал олигарх на сверхдоходы от портовой деятельности. Наш канал зависел от моей компании "Пропаганда паблисити", так что был заточен под наши интересы - продвигать своих клиентов. И мы тоже зависели от властей, ведь Мурат Ахеджак (вице-губернатор - прим.ред.) помог выиграть чистоту, и, не буду лукавить, Ахеджак давал материалы, которые нужно было ставить в эфир. Я, скрепя сердце, давал согласие, но в итоге все равно потерял телекомпанию.  В то время независимым бизнес быть не мог. У "Зари" это более менее получалось, но и этому телеканалу иногда приносили кассеты с информацией от мэрии, и они размещали. 

Б: С чего начался ваш путь в журналистике? «Новая Россия» - хороший опыт?

Ю: Мой опыт начался со студии "Новой России". Это был 1992 год, за год до поступления в институт. Я учился в последнем классе школы, "Новая Россия" только открылась и объявила конкурс для молодых журналистов. Офис был в городском помещении на Революции 1905 года, рядом с Советом ветеранов. Я пришел на конкурс, о котором прочитал в "Новороссийском рабочем". Было много ребят, студентов, школьников. Этот конкурс выиграл я и еще несколько человек. Меня взяли в информационную службу. У нас размещались фильмы из проката, но Романова пыталась сделать собственный контент по "эксклюзивному", точнее будет сказать, пиратскому, размещению фильмов. Поставили тарелку, брали турецкие мультики, всю ночь шла запись, утром приходила девушка и переводила турецкие мультики на русский язык. Пиратский контент, но с новороссийской начинкой. Собственное вещание представляли  новости и фильмы о предприятиях города. Например, юбилей "Новоросцемента" - фильм с песнями и поздравлениями. Сначала снимается производство, обращение директора, а потом музыкальные подарки. Никогда не забуду что-то вроде: "Для цеха обжига цемента выступает группа "Комбинация" с песней «Два кусочка колбаски». Это был очень хороший дополнительный доход помимо бюджета.

Первый сюжет, который я снял, был о канализационной трубе на горпляже. Буквально в 10 метрах от места, где купались люди, текли фекалии. Меня мучал вопрос, почему наша мэрия этого не видит. Труба, мне кажется, до сих пор там находится. Ее, наверное, продлили, чтобы не так видно было. Позже Романова сказала, что мы будем создавать рекламную службу. Начал появляться бизнес, Турция поперла. На Морвокзале, где стоит "Кутузов", раньше был рынок: челноки продавали вещи. Все было повязано на коммерции! Ларьки со жвачкой, комиссионные магазины. Шейко, который первым стал продавать мороженое "Марс" и "Сникерс" в Новороссийске, был одним из первых наших заказчиков. Начали снимать ролики. Это было самое интересное в моей карьере на телевидении! МММ, "Союзконтракт" с летающими окорочками.. Мой младший брат был одним из главных актеров, а мы с Аркадием Мурзаевым, моим верным наставником, себя возомнили Бекмамбетовым и Грымовым, гениями рекламы девяностых. Однажды нам принесли кассету с американскими и европейскими роликами. Трехчасовая лента с роликами длительностью по минуте-две. Я отсматривал по нескольку раз, выписывал идеи на бумажке и пытался их реализовать, но получалось не всегда. Редко заказчики хотели креатива. Жор Саныч, наш великий оператор, был нашим верным сотрудником и всегда был против "поливала". Это такая традиционная реклама, скучная и без изысков.  

Б: Когда началась переоценка ценностей? Как удалось понять, что ваше - это реклама, а не корреспондентская работа? 

Ю: Мой отец, работая замдиректора на Вагоноремонтном заводе, в 1994 году уехал в Америку на 10 дней. В то время уже легко можно было выехать за границу, тем более он был одним из руководителей большого предприятия. Из США привез мне маленькую видеокамеру, и понеслось. Именно тогда я загорелся и понял, что мне нужно уходить. Решил, что нужно пытаться снимать видеоролики самому. Пытаться их как-то продавать телевидению. Что-то вроде продакшн-студии.  Но с этим у меня не получилось. Так произошло, что я дал объявление в газете "С легкой руки" и начал снимать свадьбы вместо реклам. Камер в городе было очень мало, и я увлекся этим делом, а на ролики заказов не было, так как все шли напрямую на телевидение. Несколько видео снял, но это было не для того, чтобы заработать денег, а чтобы получить опыт. Со временем пришло осознание, что продакшн-студию отдельно не получается реализовать, значит, надо идти на телевидение. В то время я уже ушел от Романовой. Мне не нравилось, что там очень мало платили, Романова была страшно жадным человеком. Шел доход от свадеб, мне больше не нужно было приходить на "Новую Россию". Но я горел рекламой. Я пришел к конкуренту Романовой на "Зарю", сказал, что знаю многих рекламодателей и попробую их перетянуть с "Новой России" на этот телеканал. Меня решили взять в рекламную службу мои когда-то прямые конкуренты! Начал набирать людей на работу, развил деятельность. Построил рекламную службу, но более гибкую и современную. Мы старались убеждать рекламодателей снимать качественный контент, а не просто "поливало". Фактически на "Заре" я начал работать в 1995 году. 

Это - только начало повествования. Впереди читатели "Блокнота" смогут узнать, как местные власти поддерживали средства массовой информации, какое влияние оказывали на журналистику, телевидение и всю сферу в целом. В следующих частях интервью Юрий Моша расскажет, как неугодные СМИ пытались "топить", и кому удавалось оставаться на плаву даже в таких сложных обстоятельствах. Так что следите за публикациями, чтобы ничего не пропустить.

София Донес 




Новости на Блoкнoт-Новороссийск
1
1