Технично пытался отжать Новороссийск у Анапы мореходку в XIX веке, но что-то пошло не так...
Фото: humus.livejournal.com
Читайте также:
- Компания «Сименсъ» пыталась сделать жизнь новороссийцев светлее на 400 свечей (03.10.2018 21:09)
- Нетеатральные страсти вокруг городского Театра: «истощение денег или неисправное содержание оного в Новороссийске»? (02.10.2018 20:56)
- Обломали мечты купцу Антону Контесинии и не поддержали его заботу о рабочих Новороссийска (01.10.2018 21:04)
В архиве Новороссийска хранятся документы о попытках организовать в городе свой мореходный класс. Это объемное, большое дело с серьезными развернутыми докладами о состоянии морского дела в Новороссийске, может быть весьма полезным для изучающих развитие отрасли в нашем городе.
Плести интриги вокруг мореходного класса Анапы чиновники Новороссийска начали еще в 1896 году. Провели, видимо, воспитательную беседу с заведующим классом, и тот дал согласие на перевод учебного заведения в Новороссийск. Член городской Управы А.А. Никулин и гласный городской Думы С.И. Новиков подготовили обширный доклад для чиновников и депутатов и сообщили новость:
- Заведующий Анапским мореходным классом возбуждает вопрос о переводе в Новороссийск класса, здесь больше удобства для подготовки молодых людей к мореходному делу.
- Я нахожу для Новороссийска перевод весьма полезным, так как в виду ничтожности суммы, которую городу пришлось бы пожертвовать за приобретение учебного заведения, и может дать преимущество Новороссийску при разрешении Правительством вопросов, касающихся морского дела, а главное — может привести к решению устроить здесь судостроительную верфь.
Инициаторы умудрились даже поторговаться с Правительством через инспектора мореходного класса:
- Сейчас казна дает 1000 руб в год и 300 руб. дает город Анапа. Если Новороссийск обяжется дать помещение для класса, то казна даст 2000 руб в год?
Инспектор поддерживает торг:
- Если Новороссийск вместо 300 руб в год найдет возможность отчислять из своих средств 600 руб в год, то из казны вместо 1000 руб, отпускаемых на Анапу, ассигновать Новороссийску 2000 руб в год.
В спор вмешался было Анапский городской Староста: он возмутился переговорами за его спиной и категорически отказался отдавать мореходный класс. Но ему ответили, что «нельзя ставить государственные интересы выше собственных». А государству выгоднее развивать мореходное дело в Новороссийске, - так решили чиновники местного уровня.
20 марта 1899 года городская Дума единогласно одобрила рейдерский захват анапского класса и постановила:
- И даже если казна ничего дополнительного не даст, все равно перевести в Новороссийск и отпускать ежегодно 600 руб.
Депутатов на такое решение сподвигли цифры и факты из доклада Никулина и Новикова:
- Новороссийск за последнее десятилетие занял видное место среди русских портов. Так, за 1896 год по числу прибывших судов заграничного плавания, наш порт занимал среди русских портов 10 место, а по вместимости судов — 7-е. Из 4092 судов, прибывших в 1897 году во все порты Черноморской губернии (Геленджик, Джубга, Туапсе, Сочи, Адлер), на долю Новороссийска приходится 1534 или 40% общаго числа их.
Как развивались события дальше - «Блокнот Новороссийск» расскажет в следующих публикациях.
Лариса Викторова