Краеведческий музей,
30.06.2022 20:02
Из истории: 177 лет назад в Новороссийске решили открыть порт
177 лет назад Николай I издал указ о создании порта в Новороссийске
Читайте также:
- «Превышение ПДК – это вопрос жизни и смерти»: жительница Новороссийска о деятельности КТК-Р (30.06.2022 17:11)
- «Нужно не бунтовать, а решать проблемы»: Ольга Ковальчук об отмене митинга в Новороссийске (30.06.2022 14:42)
- Люди, покорившие небо: фоторепортаж «Блокнота» со встречи с командой Конюхова (30.06.2022 16:43)
- Снимите это немедленно: нудисткий пляж в Новороссийске попал в ТОП лучших по стране (30.06.2022 11:57)
- Миллион рублей за "спасение" дочери: женщину из Новороссийска развели мошенники (29.06.2022 19:17)
Новороссийский морской торговый порт отмечает 177-й день рождения. Это значимое событие не только для города, но и для всей страны в целом. Предлагаем вспомнить, как все начиналось, и почему именно Новороссийску в середине XIX века пророчили большое будущее.
30 июня в далеком 1845 году император Николай I отдал важный указ, который в дальнейшем определил судьбу Новороссийска как города-порта. Решение далось не просто так: еще до создания порта Цемесскую бухту, а в частности и Новороссийск, основанный в 1838 году, высоко оценили основатели города Раевский, Лазарев и Серебряков. Именно основатели Новороссийска убедили императора в целесообразности формирования морской торговли и, как следствие, в развитии торговых отношений с другими государствами.
- По представлению его, министра Финансов, в Кавказский Комитет по положению сего Комитета, состоявшемуся 22 минувшего июня, Государь Император в 30 день того июня, высочайше повелеть соизволил: до окончательного разрешения общих предположений по устройству торговли, таможен и карантинов на восточном берегу Черного моря сделать, в виде временной меры, следующие распоряжения: 1. Открыть в Новороссийске порт для приема приходящих из-за границы судов российских и иностранных на том же основании, как оные допускаются в Сухум-Кальский порт, учредив в Новороссийске таможенную заставу… 2. Дозволить перевозить в Новороссийский порт те же самые товары, кои дозволены провозу в Сухум-Кале, - гласит Свод законов Российской империи от 30 июля 1845 года.
Важно отметить, что идея о создании морского торгового порта первоначально возникла у адмирала Лазаря Серебрякова. 12 сентября 1838 года в Новороссийск зашли первые корабли основателей, тогда-то, еще без наказа Николая I, Серебряков стал продумывать концепцию сооружения порта. Идея "зашла" на ура, поэтому уже в 1846 году, спустя год после указа императора, в новоиспеченный порт уже успели зайти 119 иностранных и отечественных судов. Из самого Новороссийска в плавание отправили еще 19 кораблей, а к 1848 году общая численность увеличилась вдвое. Выходит, ожидания, возложенные на Новороссийск, порт и Цемесскую бухту, оправдали себя еще в самом начале своей истории.
Тем не менее, не все было так гладко. Новороссийский порт регулярно сталкивался с различными проблемами, главные из которых - войны. В 1850-1853 годах порт был почти полностью разрушен в результате Крымской войны, из-за чего перестал выполнять свои экономические функции на целое десятилетие. Однако даже эти трудности не смогли сломить первоначальную инициативу, возложенную на город у берегов Цемесской бухты. 10 марта 1866 года после Высочайшего утверждения "Положения о заселении Черноморского округа и управления оным" порт начал возрождаться. Непосредственное участие в этом принимали действующие на тот момент власти.
Проект Новороссийского порта инженера Лисовского М.Л., 1884 г.
Уже к 1885 году сформировался четкий план действий - выстроить в Новороссийске главный на юге страны порт. Идеи начали воплощать со строительства Восточного мола, и к 1887 году в составе порта Новороссийска уже появилось первое паровое судно "Мария". Именно этот пароход по праву считается прародителем нынешнего собственного флота НМТП.
Порт, 20 июля 1898, г. Новороссийск. Источник: russiainphoto.ru
Позже в Новороссийске стали развивать судоремонтное направление, перевалку нефти, наращивали мощности построенных накануне элеваторов и терминалов. Согласно историческим данным, к концу XIX века в городе было построено 17 резервуаров общей емкостью 2,5 млн. пудов и три нефтепровода к пристаням для погрузки нефти на пароходы. Новороссийск стали все чаще и чаще посещать различные иностранные суда. Как пишет "Новороссийский рабочий", к началу XX века порт в Цемесской бухте уже вошел в число передовых портов России.
А потом началась война. Первая мировая и последующая революция в стране наложила огромный и весьма темный отпечаток на деятельность порта в Новороссийске. Очередной толчок к развитию НМТП получил после национализации: к 1920 годам и позже порт работал для нужд Красной армии. Портовики работали, не покладая рук, регулярно демонстрируя самоотверженность и преданность своей работе. Те же черты работники порта показывали и во время Великой Отечественной войны, когда от города почти ничего не осталось из-за вражеских бомб. Наверное, это и позволило порту Новороссийска выйти на такой уровень в наши дни.
Сегодня НМТП - один из крупнейших портов Черного моря и крупнейший порт в России. Именно благодаря деятельности порта о Новороссийске знают не только по всей стране, но и во множестве государств мира. Поэтому каждому из нас точно есть чем гордиться.
30 июня в далеком 1845 году император Николай I отдал важный указ, который в дальнейшем определил судьбу Новороссийска как города-порта. Решение далось не просто так: еще до создания порта Цемесскую бухту, а в частности и Новороссийск, основанный в 1838 году, высоко оценили основатели города Раевский, Лазарев и Серебряков. Именно основатели Новороссийска убедили императора в целесообразности формирования морской торговли и, как следствие, в развитии торговых отношений с другими государствами.
- По представлению его, министра Финансов, в Кавказский Комитет по положению сего Комитета, состоявшемуся 22 минувшего июня, Государь Император в 30 день того июня, высочайше повелеть соизволил: до окончательного разрешения общих предположений по устройству торговли, таможен и карантинов на восточном берегу Черного моря сделать, в виде временной меры, следующие распоряжения: 1. Открыть в Новороссийске порт для приема приходящих из-за границы судов российских и иностранных на том же основании, как оные допускаются в Сухум-Кальский порт, учредив в Новороссийске таможенную заставу… 2. Дозволить перевозить в Новороссийский порт те же самые товары, кои дозволены провозу в Сухум-Кале, - гласит Свод законов Российской империи от 30 июля 1845 года.
Важно отметить, что идея о создании морского торгового порта первоначально возникла у адмирала Лазаря Серебрякова. 12 сентября 1838 года в Новороссийск зашли первые корабли основателей, тогда-то, еще без наказа Николая I, Серебряков стал продумывать концепцию сооружения порта. Идея "зашла" на ура, поэтому уже в 1846 году, спустя год после указа императора, в новоиспеченный порт уже успели зайти 119 иностранных и отечественных судов. Из самого Новороссийска в плавание отправили еще 19 кораблей, а к 1848 году общая численность увеличилась вдвое. Выходит, ожидания, возложенные на Новороссийск, порт и Цемесскую бухту, оправдали себя еще в самом начале своей истории.
Тем не менее, не все было так гладко. Новороссийский порт регулярно сталкивался с различными проблемами, главные из которых - войны. В 1850-1853 годах порт был почти полностью разрушен в результате Крымской войны, из-за чего перестал выполнять свои экономические функции на целое десятилетие. Однако даже эти трудности не смогли сломить первоначальную инициативу, возложенную на город у берегов Цемесской бухты. 10 марта 1866 года после Высочайшего утверждения "Положения о заселении Черноморского округа и управления оным" порт начал возрождаться. Непосредственное участие в этом принимали действующие на тот момент власти.
Проект Новороссийского порта инженера Лисовского М.Л., 1884 г.
Уже к 1885 году сформировался четкий план действий - выстроить в Новороссийске главный на юге страны порт. Идеи начали воплощать со строительства Восточного мола, и к 1887 году в составе порта Новороссийска уже появилось первое паровое судно "Мария". Именно этот пароход по праву считается прародителем нынешнего собственного флота НМТП.
Порт, 20 июля 1898, г. Новороссийск. Источник: russiainphoto.ru
Позже в Новороссийске стали развивать судоремонтное направление, перевалку нефти, наращивали мощности построенных накануне элеваторов и терминалов. Согласно историческим данным, к концу XIX века в городе было построено 17 резервуаров общей емкостью 2,5 млн. пудов и три нефтепровода к пристаням для погрузки нефти на пароходы. Новороссийск стали все чаще и чаще посещать различные иностранные суда. Как пишет "Новороссийский рабочий", к началу XX века порт в Цемесской бухте уже вошел в число передовых портов России.
А потом началась война. Первая мировая и последующая революция в стране наложила огромный и весьма темный отпечаток на деятельность порта в Новороссийске. Очередной толчок к развитию НМТП получил после национализации: к 1920 годам и позже порт работал для нужд Красной армии. Портовики работали, не покладая рук, регулярно демонстрируя самоотверженность и преданность своей работе. Те же черты работники порта показывали и во время Великой Отечественной войны, когда от города почти ничего не осталось из-за вражеских бомб. Наверное, это и позволило порту Новороссийска выйти на такой уровень в наши дни.
Сегодня НМТП - один из крупнейших портов Черного моря и крупнейший порт в России. Именно благодаря деятельности порта о Новороссийске знают не только по всей стране, но и во множестве государств мира. Поэтому каждому из нас точно есть чем гордиться.
Источник фото:холдинги.рф
София Донес