Краеведческий музей,
31.08.2023 21:35
«Большая ложь Нахимова»: моряк назвал причину катастрофы в Черном море
Читайте также:
- Атака беспилотников, перестрелка, "ТЕАМ", маньяк и мэр на маршрутке: чем запомнилось это лето в Новороссийске (31.08.2023 21:00)
- На острове Суджук продолжается стройка, несмотря на судебный запрет (31.08.2023 11:17)
- Репортаж из новороссийского ЗАГСа – готовьте носовые платки (30.08.2023 18:00)
- Дым, авиация и лес, сгоревший дотла: фоторепортаж с тушения пожара в Геленджике (30.08.2023 17:20)
- Стало известно, по чьей вине горит больше сотни гектаров леса в Геленджике (30.08.2023 14:33)
Сегодня, 31 августа, вся Россия вспоминает страшные события 1986 года. В этот же день, ровно 37 лет назад, в Цемесской бухте затонул пассажирский теплоход "Адмирал Нахимов".
Ничего не предвещало беды: круизный лайнер "Нахимов" спокойно отплыл из Новороссийска в сторону Сочи, однако уже через час теплоход потерпел крушение на расстоянии не больше четырех километров от берега. Судно полностью потонуло за восемь минут. Оно утянуло за собой на морское дно, по официальным данным, 423 человека. Из них никому не удалось остаться в живых. Причиной катастрофы тогда послужило столкновение "Адмирала Нахимова" с сухогрузом "Петр Васев". Этой трагедии "Блокнот" ранее посвятил целый фильм, основанный на исторических фактах, рассказах очевидцев и непосредственных участников.
Но так ли однозначна была трагедия "Нахимова"?
На просторах интернета "Блокнот" обнаружил публикацию от моряка Александра Водолазова. Мужчина выпустил материал на одном из сайтов в очередную годовщину со дня катастрофы: в нем Водолазов раскритиковал журналистов, рассказывающих о 423 пострадавших в результате крушения "Нахимова" и не только. Такое количество жертв автор публикации назвал "изощренной, иезуитской ложью", которая якобы позволила Гейдару Алиеву (член политбюро и, как утверждает Водолазов, один из виновников трагедии) выйти сухим из воды.
- Для начала скажу по слогам самое главное: В РЕЗУЛЬТАТЕ СТОЛКНОВЕНИЯ "АДМИРАЛА НАХИМОВА" И "ПЕТРА ВАСЕВА" НЕ ПОГИБ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК, - пишет моряк.
Александр Водолазов разъяснил свою позицию на двух примерах: при крушении "Титаника" погибли 1500 человек, но ни один человек не позволил себе заявить, что люди умерли в результате столкновения с айсбергом, а при затоплении английского парома "Геральд оф фри Энтерпрайз" скончались еще 190 человек, в результате чего капитала просто лишили рабочего диплома на год. Его, кстати, вернули после протестов профсоюза.
Моряк, опубликовавший статью, сам прибыл в Новороссийск после трагедии "Нахимова" и даже отправился вместе с другими родственниками утонувших и без вести пропавших на поиски. В то время, как пишет сам автор, "в душе теплилась надежда", потому что людям не сообщали ни подробности катастрофы, ни количество жертв. Однако впоследствии мужчина, с которым познакомился Александр Водолазов, узнал, что его родные все-таки погибли при крушении лайнера. И тот человек был не единственным, у кого в те дни буквально ушел мир из-под ног.
Гейдар Алиев, находившись на посту члена политбюро ЦК КПСС, как пишет Водолазов, всеми силами пытался доказать вину капитанов "Нахимова" и "Петра Васева" в столкновении. Но, по мнению моряка, это была подтасовка. Капитаны угодили за решетку, а "главки" остались безнаказанными. Позже, спустя два месяца после трагедии, 30 октября 1986 года политбюро ЦК КПСС выпустило Постановление, в котором моряки также нашли несоответствия. В документе было указано следующее: "авария явилась следствием преступной халатности капитанов судов, грубейшего нарушения правил безопасности мореплавания". Это было установлено в результате расследования, и в его достоверность до сих пор не верит Александр Водолазов:
- Спустя два месяца после гибели парохода расследованию еще конца не видно, еще пять месяцев (!) до суда, но алиевский приговор произнесен теперь уже с самой вершины пирамиды. Все! Точка! После этого, как говорится, сушите сухари.
Моряк уверен, что трагедия произошла вовсе не из-за "халатности капитанов", о которой заявили в ЦК КПСС, хотя нарушения со стороны руководства плавсостава все равно были допущены. Например, "Петру Васеву" отдавали команду пропустить пароход, но уступать дорогу должен был "Нахимов", согласно МППСС-72. Оператор, отдав команду "Васеву", попросту нарушил действующие в тот момент законы.
Однако суть, по мнению автора статьи на "проза.ру", заключается даже не в этом. А в том, что "Адмирал Нахимов" сам по себе был построен с нарушениями. После гибели "Титаника" в 1912 году мировое судоходство наметило цель прийти к повышению требований к конструкции судов. Требования впоследствии закрепились в Международных конвенциях, например - в Конвенции по охране человеческой жизни на море от 1948, 1960 и 1974 годов. Согласно последней редакции, любое пассажирское судно должно оставаться на плаву, даже если у него затоплены два любых отсека. А "Нахимов", в свою очередь, имел одноотсечную непотопляемость, о чем говорится в регистровой книге за 1986 год. "Петр Васев" ударил круизный лайнер в правый борт в район водонепроницаемой переборки. И, как сообщает Александр Водолазов, в заключении подкомиссии от 4 сентября, судя по всему, по недосмотру, была указана следующая фраза: "Оба отделения были затоплены в течение нескольких секунд".
- После столкновения "Нахимов" затонул через 7 минут. Правильнее было бы сказать - не "затонул", а буквально провалился под воду, как если бы у него вообще не было днища. Именно эта непостижимая скоротечность затопления, а не ошибки капитанов при маневрировании, и послужила истинной причиной гибели людей, - пишет бывалый моряк.
Лайнер "Адмирал Нахимов" был построен в Германии в 1925 году, и до того, как отправиться в неудавшееся круизное плавание по Черному морю, успел претерпеть два потопления и столько же подрывов на минах. На момент, когда судно выходило из Новороссийска в Сочи, старше него был только крейсер "Аврора".
Моряк уверяет, что техническое состояние парохода не соответствовало ни одной международной конвенции. Прямое тому подтверждение - фраза выше о том, что "Нахимов" мог оставаться на плаву только с одним затопленным отсеком. А за два месяца до катастрофы и вовсе был выпущен акт о том, что пароход не пригоден к дальнейшему использованию. Выдержка из Акта от 8 июля 1986 года:
"Адмирал Нахимов" не пригоден для дальнейшего использования на транспортной работе, подлежит разделке на металлолом".
Зато 4 сентября 1986 года, уже после трагедии, в заключении экспертной комиссии было сказано, что "Нахимов", дословно, "во всех отношениях подготовлен к предстоящему плаванию".
Источник фото: yaplakal.com
София Донес
Новости на Блoкнoт-Новороссийск