Крейсер «Михаил Кутузов»: 70 лет истории на волнах и у причала Новороссийска
Крейсер «Михаил Кутузов»: 70 лет истории на волнах и у причала Новороссийска. Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Для жителей и гостей Новороссийска крейсер «Михаил Кутузов» — живая легенда флота и символ морской славы. Отслужив свой срок, он остается родным, славным кораблем, который вспоминают в рассказах о городе-герое. Ровно 70 лет назад, 31 января 1955 года, приказом Минобороны крейсер включили в состав 50-й дивизии Краснознаменного Черноморского флота.
Корабль, прослуживший на волнах почти что 40 лет, получил признание и в мировом судостроении: пришвартованное в Морском вокзале Новороссийска судно занесено в список исторически уникальных объектов ЮНЕСКО (1996). В юбилейную дату мы решили собрать яркие факты из истории крейсера, ответить на самые частые вопросы и узнать о традициях судна. Помогли нам в этом заведующий филиалом ЦВММ «Михаил Кутузов» Сергей Назаров и младший научный сотрудник музея Любовь Семенова.
Крейсеру грозила свалка?
Да, это действительно так. Чтобы понять почему, стоит обратиться к истории судна. Крейсер «Михаил Кутузов», длиной 210 метров и шириной 22 метра, стал частью проекта кораблей 68-бис, разработка которых началась в 1944 году. Заложен крейсер был в феврале 1951 года на Николаевской судостроительном заводе, а официальный день рождения корабля новороссийцы отмечают 9 августа. Именно в эту дату в 1954 году крейсер был спущен на воду, а на его борту поднят Военно-морской флаг.
Курсировал легендарный корабль в зоне Черного и Средиземного морей, большую часть своей службы провел в Атлантике, откуда и был выведен из боевого состава в 1998 году. За полувековую историю на море крейсер «Михаил Кутузов» прошел 211 900 миль (это в 8 раз больше экватора Земли).
Корабли серии 68-бис вошли в число 10 лучших проектов мировых военных суден 20 века. Однако в конце 90-х годов большая их часть была продана за рубеж на металлолом за истечением срока службы. Стоит признать, что скорее всего, памятный крейсер постигла бы та же участь, если бы не призыв ветеранов «Михаила Кутузова». Прослужившие на судне моряки предложили сохранить корабль как достижение нашего судостроения.
Крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске (14 сентября 1968 г.)
После получения долгожданного ответа от власти, в 2001 году крейсер доставили в Новороссийск и открыли на его базе музей. Таких в России, да и в мире, совсем немного, поэтому, пожалуй, согласится каждый: побывать на борту «Михаила Кутузова» – это ценное воспоминание.
Выходит, «Михаил Кутузов» никогда не стрелял?
А это не так. Историки и научные сотрудники, работающие на корабле, подмечают: крейсер производил боевые залпы, но только в качестве учебных. По вражеским судам корабль никогда не стрелял, хоть и участвовал в вооруженных конфликтах.
По открытым данным, судно дважды попадало в зону боевых действий в период Арабо-израильской войны (1967, 1973 годы). При этом указывается, что «Михаил Кутузов» служил лишь в качестве командного пункта в порту Александрии в Египте.
– Ни один из кораблей серии 68-бис не производил боевых выстрелов, кроме как в рамках учения. При этом именно эти корабли помогли сохранить мир во всем мире, – отмечает Любовь Семенова.
Фото: Администрация Новороссийска
Также на корабле проходит ежегодная акция «Выстрел памяти», посвященная победе советских войск над немецко-фашистскими захватчиками. С корабля раздается мощный залп – дань памяти всем павшим в Великой Отечественной войне.
На судне жил Высоцкий и снимались фильмы?
На борту крейсера «Михаил Кутузов» сняли эпизод для известного советского фильма – «Увольнение на берег» (1962 год). А певец и актер Владимир Высоцкий вправду жил там на протяжении месяца съемок и вместе со всеми «драил палубу», как вспоминает сам. Высоцкий сыграл молодого матроса Петра, который не получил увольнение для встречи с возлюбленной. Сам актер рассказывал, что просил переодеть его в матросскую робу и разместить в кубрике, чтобы вжиться в образ и прочувствовать всю участь моряка.
Пребывание на судне подарило Высоцкому еще и новые знакомства. Как раз в 1961 году с визитом в Новороссийск приехал Юрий Гагарин, и посетил знаменитый крейсер «Михаил Кутузов».
Герои-космонавты Ю.А. Гагарин и Г.С. Титов на крейсере «Михаил Кутузов». Севастополь, 1961 г.
– Я первый из очень многих гражданских людей видел в лицо и разговаривал с Титовым и с Гагариным, – расскажет после Высоцкий на одном из выступлений.
Любовь Семенова отмечает, что на крейсере снимались и эпизоды для других кинолент и сериалов. Например, «Командир корабля», «Верди» и «Морские дьяволы».
На корму вывешивают флаги 14-ти «братьев» крейсера?
Об этой музейной традиции «Блокноту» тоже рассказали научные сотрудники. Всего выпустили 14 кораблей проекта 68-бис, уцелел из них лишь «Михаил Кутузов». На протяжении долгих лет на ? корме крейсера можно было встретить флаги с наименованиями его собратьев. Например, крейсер «Свердлов» из Балтийского флота, «Дмитрий Пожарский» из Северного. Так сохраняли память всей легендарной серии кораблей.
С этого года традицию прервали: ветреная и промозглая погода быстро изнашивает и рвет флаги, поэтому сейчас на корме по всем правилам висит лишь флаг ВМФ. Любовь Семенова объяснила, что музей по-прежнему чтит «братьев» крейсера: каждый год пополняется коллекция фотографий моряков, служивших в серии кораблей 68-бис.Крейсер перекрасили в черный цвет?
Каждые пару лет судна подлежат покраске, и крейсер «Михаил Кутузов» в том числе. Горожане внимательно следят и ждут обновления корабля. При этом, как подчеркивает Любовь Семенова, крейсер никогда не реставрировали, а лишь производили внешнюю покраску.
Сотрудники музея отметили: несмотря на то, что свежая краска в этом году выглядит гораздо темнее прежней, крейсер останется серым как и всегда. Со временем пигмент потускнеет и привычный взгляду цвет судна вернется.
Каждый год экспозиция на корабле дополняется ценными историческими экспонатами. На борту можно встретить походное кресло самого генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова, памятную пепельницу, вылитую на Николаевском заводе экипажу, документальную фотогалерею. И это уже не говоря о мощных боевых орудиях и башнях. На экскурсии кажется, что все будто замерло: сейчас в каюту вернуться матросы и капитан скомандует построение. Для тех, кто уже бывал там – это впечатление, к которому хочется вернуться и звонко ударить на палубе в корабельные колокола.
Мария Прокопенко
Новости на Блoкнoт-Новороссийск