«Берегите водителей!»: что новороссийских маршрутчиков бесит в пассажирах
«Берегите водителей!»: что новороссийских маршрутчиков бесит в пассажирах
Читайте также:
- Что за молодежь пошла? Россияне «поколения НЕТ» не хотят ни работать, ни учиться (вчера, 10:40)
- Ветераны Великой Отечественной войны получат по 80 тысяч рублей к 80-летию Победы (29.01.2025 19:30)
- «Туристы, копите на такси!»: новороссийцы в шоке от «зимних» цен на поездки по городу (29.01.2025 18:00)
- "Я по Анапке больше не поеду!": жуткие пробки привели новороссийцев в бешенство (29.01.2025 09:50)
- Не раньше ноября: почему так затянулся ремонт развязки в Южном районе Новороссийска и когда открытие (28.01.2025 13:50)
«Вот, стоишь ты в жуткой пробке, а какая-то дамочка говорит: «А Вы можете ехать побыстрее?». Или подъезжаешь к остановке, а он докуривает сигарету, как последний раз в своей жизни, заходит в салон и выдыхает это все…»
Такие пассажирские «косяки» назвали навскидку водители новороссийских маршрутов №№ 11 и 27. Геннадий Бойко (11-й маршрут) моложе, он работает на дорогах города-героя 10 лет, а Анатолий Вербин (27-й маршрут) работал, как сказал его руководитель Владимир Николаевич, «еще в XX веке» в составе «Автоколонны 1490». Такая вот преемственность поколений получилась. Как оно было тогда и что изменилось сейчас? В каких случаях водители высаживают пассажиров (в том числе, детей)? Когда надо оплачивать поездку? Где водителям невозможно проехать, не нарушая правил? На эти и другие вопросы водители ответили «Блокноту».
Откуда вы родом? Чем занимались, кем хотели стать?
Анатолий Вербин: Я в Архангельской области родился. Там школу закончил, 10 классов. Мечтал быть моряком, корабли строил на родине. В 1975 году семья моя переехала в Новороссийск. Здесь я год проработал на вагоноремонтном заводе, потом армия 2 года, в Грузии. С армии пришел, вернулся на завод, буквально полгода проработал, и ребята предложили пойти на курсы водителей, как раз, в «Автоколонну 1490». И вот, 5 месяцев учебы, 2 месяца (240 часов) стажировки, и потом назначили на маршрут.
Анатолий Вербин во время службы в армии
Геннадий Бойко: Я родился здесь, в Новороссийске. Учился сначала в 5-й школе, потом в 29-й школе. Окончил лицей строителей, потом пошел работать барменом- 9 лет стажа в трудовой книжке. Но от ночной жизни я устал, появилась семья, нужно было что-то менять. Один знакомый мне предложил попробовать профессию водителя. И вот, «затянуло».
Геннадий Бойко. Выпускной
А вообще, к машинам-то тянуло? К дороге? Когда впервые за руль сели?
Геннадий Бойко: Впервые я за рулем оказался в 14 лет. Мама попросила прогреть машину. Я прогрел и кружок прокатился втихаря, схулиганил. Ну а потом уже как все, пошел в автошколу, получил права сначала на категорию «В», потом уже добрал нужную категорию для пассажирских перевозок.
Юный Геннадий Бойко
Анатолий Вербин: А я сразу сел за руль автобуса. Сейчас нет у меня только категории Е, которая с прицепом.
Анатолий Вербин на отдыхе
На легковом автомобиле легче ездить? Или наоборот?
Вместе: Разницы особой нет. Главное – чувствовать габариты, соблюдать правила, ездить аккуратно.
Анатолий Вербин на отдыхе
А получается по Новороссийску сегодня ездить аккуратно? Есть разница по сравнению с 80-ми годами?
Анатолий Вербин: Разница, безусловно, есть. Машин стало больше. Если раньше за час с небольшим можно было сделать круг по маршруту, то сейчас час уходит только на движение в одну сторону. Бывает, что другие маршрутчики «гонки» устраивают в нарушение графика, чтоб пассажиров собрать. Сейчас, конечно, такое реже встречается, но бывает. Я не гоняю никогда. Еду спокойно, по графику. Это и пассажиры замечают. Некоторые пенсионеры даже хвалят, мол, так аккуратно проехал, чуть не уснула.
Геннадий Бойко: Пробки с каждым годом становятся все плотнее, особенно летом. Пассажиры часто возмущаются. Как то стоял в пробке в Восточном районе, женщина ко мне обратилась: «А нельзя ехать побыстрее». Ну, тут что скажешь? Другие пассажиры посмеялись только вместе со мной.
Геннадий Бойко. Первое рабочее место
Вот мы и подошли к самому трепетному, на мой взгляд, вопросу. Каковы сегодня взаимоотношения с пассажирами? Новороссийцы часто на водителей автобусов жалуются. А обратной связи от водителей мы, практически, не видим. Расскажите честно, какие есть вопросы к пассажирам?
Анатолий Вербин: Машин было меньше, люди пользовались автобусами чаще. Забивались туго, приходилось даже с улицы их «заталкивать», всем надо было ехать. Сегодня, конечно, люди требуют комфорта. Я их понимаю. Не бывает и без инцидентов. Например, очень неприятно, когда рядом с водителем садятся люди в состоянии опьянения, с перегаром. Если просишь пересесть, зачастую, можно услышать о себе кое-что. Со временем учишься на это не реагировать. Реагируешь тогда, когда поведение пассажира начинает мешать другим людям.
Геннадий Бойко: я однажды такого даже высадил. Мужчина был пьян, вел себя неадекватно, приставал к другим пассажирам. Просто остановился, включил «аварийки», попросил выйти. А вообще, есть и другие ситуации. Бывает, подъезжаешь к остановке, а пассажир докуривает сигарету, как последний раз в своей жизни, заходит и выдыхает это все в салон… Бывает, когда люди не соблюдают правила гигиены, от такого запаха голова кругом у всех. Бывает, что хамят, торопят, отказываются платить за проезд.
Анатолий Вербин: Но, есть и «любимые» пассажиры, которых уже знаешь, возишь их каждый день. Делимся новостями, шутим, с праздниками поздравляем. А если кто-то «бузит», я просто думаю, скорее всего, у человека что-то случилось. Может, ему дома или на работе кто-то испортил настроение, а он просто негатив на меня выливает не от злобы, а просто я под руку попал. И не обижаюсь. Кто-то сердится, потому что им кажется, что мы едем медленно. И тут я тоже понимаю, что я в этом не виноват, я ведь по графику еду. Научился на всё спокойно на это реагировать.
Кстати, об оплате. В прошлом году был громкий инцидент, когда водитель высадил школьника, который не смог оплатить проезд. Что думаете по этому поводу? Сталкивались ли вы с таким?
Анатолий Вербин: Бывало, конечно. Некоторых уже знаю, которые специально, «в наглую» садятся в автобус, и у них в который раз отсутствуют средства на карточке. Но я не высаживаю детей никогда. Просто вдогонку говорю: «Попроси родителей пополнить баланс!».
Геннадий Бойко: Прошу прощения за грубость, но нужно быть к**ченым, чтобы высадить ребенка! Я просто сам – отец, и понимаю, что ситуации бывают разные. Это - то же самое, когда пенсионеры отдают проездной талон, и слышат грубость в ответ. Такое ощущение, что у таких водителей нет родителей, бабушек и дедушек… Система такая есть, зачем грубить? Меня, кстати, часто пассажиры даже угощают чем-то вкусным просто за то, что я спокойно беру талон. Приятно, конечно.
Геннадий Бойко с сыном
А платить за проезд надо при входе или выходе?
Анатолий Вербин: У нас как-то повелось в Новороссийске, что все оплачивают на выходе. Приезжают гости из других городов – они платят при посадке. Конечно, нам было бы удобнее при посадке чтобы люди оплачивали, как это и положено по правилам. Потому что опять же, бывает, что на карте деньги закончились, кто-то забыл, начал наличные искать, и т.п. При выходе такие моменты создают «затор», может вызвать отставание по графику.
А в советское время пассажиры ведь и вовсе платили сами: опускали деньги за проезд в специальную «кассу», откручивали себе билетик.
Анатолий Вербин: Да, всё верно.
Часто ли проезжали «зайцем»? Ведь, наверняка, у определенных лиц был соблазн проехать, не заплатив?
Анатолий Вербин: Когда снимали эту кассу, были незначительные расхождения почти всегда. Но и контролеры время от времени заходили в автобусы и проверяли, все ли пассажиры «обилечены». Потом кондукторы появились, в троллейбусах, насколько я знаю, они по сей день есть. Проехать «зайцем» всегда люди пытались. Зависит от воспитания. А бывает, что человек просто замечтался и забыл про оплату.
Без каких качеств невозможно быть водителем?
Анатолий Вербин: Внимательность, терпение.
Геннадий Бойко: Понимание еще. Все мы люди.
На «страшные» профилактические беседы в администрацию ни разу не вызывали?
Вместе: Нет, обошлось.
Геннадий Бойко. Награждение
Помимо пассажиров, часто на водителей маршруток жалуются и другие автомобилисты. Вроде того, часто водители пассажирского транспорта нарушают правила. Что скажете на это?
Геннадий Бойко: Здесь, опять же, играет роль перегруженность новороссийских дорог. Мы все ждем Северного обхода, чтобы поток хоть чуть снизился, будет полегче. Водители легковушек часто не дают нам возможности отъехать от остановки, бывает «выныривают» с соседней полосы. Ухо востро надо держать всегда.
Анатолий Вербин: А есть еще и такие участки, на которых очень сложно двигаться и не нарушить при этом правила. Например, на улице Героев Десантников, если едешь от "Самолета" к рынку, машины с двух сторон стоят, а там посередке - сплошная, у тебя не получается иначе проехать, вынужденно нарушаешь правила. Две школы там еще расположены, когда утром родители детей развозят, оставляют автомобили на обочине, возникают пробки. Приходится тратить больше времени Небольшое столпотворение - уже задержки. На ул. Советов так бывает, когда футбол проходит или другое мероприятие.
А получается ли быть внимательными? Во сколько начинается ваш день?
Анатолий Вербин: Будильник у меня звенит в 04.30. Собираюсь, еду сюда, получаю путевку. И далее еду по расписанию. Заканчиваю работу в 20.00– 21.00, в зависимости от того, сколько нас вышло на линию.
Геннадий Бойко: Мой рабочий день начинается в 06.30. А далее – схема та же. Работаем посменно. Когда нужно больше выходных – меняемся, кода хочется заработать побольше – выходим чаще.
Анатолий Вербин с семьей
В общем, с тем, что работа у вас нервная, никто, думаю, спорить не станет. А откуда черпаете силы, как отдыхаете?
Геннадий Бойко: Люблю ходить в горы, кататься на мотоцикле (недавно купил). С удовольствием провожу время с сыном. Еще одно место силы – наша набережная. Гостей всегда туда вожу. Созерцание моря и гор – что может быть лучше.
Анатолий Вербин: Я люблю на природу выбираться, на рыбалку. С семьей время люблю проводить. Первый выходной, правда, люблю ничего не делать – отсыпаюсь. Потом нужно дела сделать: продукты домой закупить, по дому что-то поделать. Потом навещаю дочь и сына, с удовольствием общаюсь с внучками, выбираемся куда-то вместе.
Геннадий Бойко на отдыхе
Никогда не хотелось покинуть Новороссийск?
Анатолий Вербин: Нет, я здесь уже со всем сроднился, с 75-го года здесь, уже 50 лет. Сейчас, тем более, климат такой у нас стал, что снега почти нет, ветра не сильные по сравнению с теми ветрами, какие были раньше, или когда морозы были, когда крыши сносило. Мне здесь нравится.
Геннадий Бойко: Однозначно, нет. Много где бывал, но переехать желания никогда не возникало. Новороссийск прекрасен тем, что здесь все рядом: Анапа и Геленджик, если захотелось курортного колорита, озера, реки, горы. Город у нас с развитой инфраструктурой.
Анатолий Вербин на рыбалке
А как вам местные дороги?
Анатолий Вербин: Нормально. Я серьезно. Без некоторых изъянов, думаю, нигде не обойдется, но, в целом, не так все плохо, как принято говорить. Сейчас и машина такая, что одно удовольствие работать. Не то, что раньше было, когда разгоняешь автобус, а он шумит весь, трясется…
Кадровый голод по части водителей автобусов имеет место в Новороссийске?
Анатолий Вербин: По-разному бывает. Приходит молодежь, но остаются не все. А кто-то уходит, а потом, спустя 10 лет, возвращается.
Геннадий Бойко: Водителей мало. На некоторых маршрутах ездить нерентабельно, туда никто не идет. Да и работу эту не все тянут.
В общем, водителей в Новороссийске нужно беречь!
Анатолий Вербин: Да, надо нас беречь, это точно.
Геннадий Бойко: Я с коллегой согласен. (Обращаясь к новороссийцам) Уважаемые пассажиры, миленькие, родные! Берегите водителей! Нас осталось очень мало…
Оператор: Роман Калинин
Анна Кистрица
Новости на Блoкнoт-Новороссийск