«Воинами рождаются»: откровенное интервью Героя России из Новороссийска Вячеслава Мозговенко
Воинами рождаются: откровенное интервью Героя России из Новороссийска Вячеслава Мозговенко
Читайте также:
Свалившаяся на него медийность, как признается сам Вячеслав, ему не очень нравится. «Вы его уже достали! Вторую неделю мучаете!» - обратился к журналистам сосед. Звание Героя России было его мечтой с детства. И вот она - "Золотая Звезда" на груди. Какой ценой?.. Ветеран СВО Вячеслав Мозговенко, искренне улыбаясь, рассказал нам о себе…
Где Вы родились, где выросли?
- Родился в Кущевском районе Краснодарского края, село Ильинское. Там же жил, учился в школе, оттуда уехать поступать Ростов.
В. Мозговенко в детстве
Чем в школе любили заниматься? Со сверстниками как складывались отношения?
- Любил играть в футбол, волейбол. Занимался в разных секциях. Со сверстниками складывались отношения по-разному. Сейчас особенно удивительно смотреть на тех, кто в школьные годы на контакт не шел, а уже в этом возрасте тянутся ко мне общаться. Ну а военным я мечтал стать с 5-го класса. Тогда же появилась мечта получить высшую награду. В семье военных не было – рос на советских фильмах о войне, они вдохновили. Когда мне было лет 9, отец впервые взял меня с собой на охоту. Тогда на зайца охотились. А свою первую дичь (это была утка) я подстрелил к годам к 14, когда мне доверили ружье. И вот оттуда у меня, наверное, и пошел интерес к оружию. Я его не боялся.
Куда дальше учиться пошли? Как в армии оказались?
- После того, как отучился в Ростове, в 2010 году я ушёл служить на срочную службу – это была 10-я ОБрСпН, спецназ ГРУ. После «срочки» подписал контракт и служил до 2016 года, принимал, в том числе, участие в различных командировках. В 2014 году получил удостоверение «Ветеран боевых действий». В 2016 году уволился, провел 4 года на гражданке. В разных сферах себя попробовал. Везде, где можно. За 4 года я долго нигде не задерживался, мне всегда чего-то не хватало, ничто меня не удовлетворило. И вот, в 2020 году я пошёл вновь служить по контракту. И это уже - 108-й полк.
Привлекли социальные «плюшки» военных? Или Вы просто «адреналиновый наркоман»?
- Насчет первого – нет, финансовая сторона вопроса меня мало интересовала. Например, я работал в Ростове в сфере продаж. На тот момент моя зарплата была 90 тыс. рублей, но я её променял на 30 тыс. рублей. Военную ипотеку я вообще взял только в этом году. Я стремился к душевному равновесию. А достигаю его я именно в военном деле. Я шесть лет спецназе отслужил, там была и боевая подготовка, там оружие, там прыжки с парашютом… На гражданке этого не хватает. Так что насчет «адреналинового наркомана» - да, можно сказать и так.
В. Мозговенко на прогулке
А были случаи, когда приходилось пользоваться запасным парашютом?
- Да, был один случай ещё в 2013 году. Частичное открытие основного было, с задержкой он открылся, а я открыл второй. Приземлился, как говорят в армии, «на лифчике», то есть открытые два парашюта, и ты лежишь как в гамаке между ними. Закончилось переломом ребра при приземлении на бок. Но даже тогда не было страшно, высоты вообще не боюсь. Я и сейчас везде по горам лазаю.
Какая специальность в вооруженных силах была поначалу?
- Все 6 лет службы в 10-й ОБрСпН был на должности снайпера. Я люблю все фильмы на военную тематику, и в особенности - снайперского дела.
Есть любимый фильм?
- «Севастополь», потому что там история рассказывается как раз о женщине, которая была снайпером.
А после возвращения в вооруженные силы?
- Как я уже говорил, вторым местом стал 108-й полк. В начале был автоматчиком, а потом, так как люблю оптику, я попросился в наводчики на БМД-4М, и меня поставили наводчиком.
Как супруга отреагировала на сообщение о том, что Вы ушли на СВО?
- Реакции её я не видел. Сообщил 24 февраля 2022 года. Написал сообщение и на границе выбросил телефон. Потом находили способ общаться. Письма мои она бережно хранит. Скажу так: она – моя самая главная поддержка и я бесконечно благодарен ей за это. И там, "за ленточкой", не хватает именно близких и родных людей. Все материальное – не столь важно.
Насколько сроднились с боевыми товарищами? Многие остались в живых?
- Живых осталось много. Но много кто получил ранения. Многие, заходившие туда младшими сержантами и сержантами, сейчас уже стали лейтенантами, старшими лейтенантами. Сам я младшего лейтенанта получил уже после ранения, это было осенью прошлого года после госпиталя, когда мне предложили отучиться на повышение квалификации.
У вас ведь не одно ранение было?
- Это было третье ранение. После первого ранения эвакуация не понадобилась - получилось справиться на месте. А со вторым ранением у меня уже кости были задеты и пришлось эвакуироваться.
А почему «Охотник» (позывной - ред)? Сами так себе назвали – у Вас с детства ведь идет эта тема?
- Нет, не сам. А назвали так потому, что приходилось работать именно по ночам и потому что я стрелял дерзко, даже почти по своим, но свои от этого никогда не страдали. Ругались, дрались с товарищами, но потом всё-таки они мне говорили спасибо за то, что я так дерзко оказывал помощь.
Итак, после второго ранения где вы оказались?
- В Севастополе в госпитале, там я 2 недели пролежал. После этого был перевезен в Краснодар. Успел повидаться с родными.
Наверняка после этого ранения у вас был вариант не возвращаться?
- Наверное, был. Но я понимал, что там – мои ребята, с которыми столько всего прошли бок-о-бок, которые во мне уверены и в ком уверен я. Я просто не мог не вернуться.
Непосредственно, Ваш подвиг. Как это было?
- За 3-4 дня накалилась обстановка, были постоянные попытки прорыва через реку Днепр, на левый берег. Все попытки были отражены, и противник пошёл на крайние меры - подрыв дамбы ГЭС, потом уже началось затопление. И как раз во время этого затопления мы под непрерывным обстрелом отходили на запасные позиции. У меня машина шла крайняя, на технике сидел личный состав. И в один момент нас попытался атаковать дрон. У нас механик-водитель начал ускорение, и по нам этот дрон не попал. Но также он и не взорвался, он смог подняться с земли и пойти на второй заход. И второй раз он уже заходил неожиданно: из-за лесополосы вынырнул из деревьев и прямо сверху на нас начал падать. Я по нему отстрелял один магазин, но сбить не получилось. За эти несколько секунд, пока он падал на меня, в голове прокрутилось множество вариантов, что с ним сделать… И я не предпринял ничего лучшего, чем аккуратно его рукой снять, чтобы личный состав не пострадал. По итогам у нас два тяжёлых ранения - у меня рука оторвана, у командира разрез глаза. Остальные шесть человек получили лёгкие ранения, сейчас они уже восстановились все. Командир восстанавливает глаз – хрусталик не задело, сказали, будет видеть почти на 100%. Как мы оттуда эвакуировались, я уже не помню. Знаю, что эвакуировали меня в искусственной коме. В себя пришёл через неделю после ранения в госпитале в Севастополе. Потом меня отправили в Санкт-Петербург.
Какими были первые мысли, когда поняли, что лишились руки? Супруга сразу к Вам попала, как в сознание пришли?
- Супруга, конечно, знала о том, что со мной произошло еще до того, как я пришел в себя – знакомые рассказали. Но к себе я её не пускал из-за того, что были сильные ожоги. Она ко мне приехала уже в Петербург на последнюю неделю белых ночей. То есть у меня уже последствия ожогов с лица посходили, более-менее стал выглядеть нормально. А эмоций относительно руки особо не испытал. Руку оторвало левую, а я – правша. Могу хоть сейчас опять ТУДА поехать!
А жена что по этому поводу думает?
Сказала, ноги переломает! (смеется)
В.Мозговенко. Выпускной из 9-го класса
Боли до сих пор преследуют? Как с протезом «подружились»?
- Фантомные боли – да. В основном, на погоду. Вот, сегодня до обеда целый день болела. С бионическим протезом уже привык жить. Его изготовили осенью, ближе к ноябрю, а ранение я получил летом. Достаточно быстро. И привык к нему быстро, управление протезом очень простое, так что привыкать особо не к чему. Самое большое неудобство - осознать нужно то, что у тебя кистевой сустав неподвижный теперь. И всё.
О том, что Вы теперь – официально Герой России, когда узнали?
- За месяц до награждения. Но я считаю, что награда эта - не только моя. Это - заслуга также моих боевых товарищей и командиров.
Вручение "Золотой Звезды"
Снится СВО до сих пор?
- Да, снятся определённые отрезки. Воспоминания.
Ваш коллега по работе «за ленточкой» Семён Писаренко уже рассказывал для «Блокнота» о том, что обманывает тот, кто говорит, что ТАМ не страшно. Но страх - это норма, инстинкт, а паника убивает. Вы с этим согласны?
- Да, вполне. Страх у каждого человека есть, и страх движет человеком, он побуждает его к решениям, которые потом сохраняют жизнь. А вот насчет паники - это вообще не приветствуется в экстремальных ситуациях.
Экстремальные ситуации и правда «оголяют» сущность людей?
- Первые полчаса боевого соприкосновения расставляют все точки: как он ко всему происходящему относится. По человеку буквально с первых минут видно: кто он, что он. И в какой он нуждается помощи.
А много ли было людей, которые нуждались в помощи?
- Нет. Таких людей были единицы.
А есть ли ТАМ место чуду?
- Да, имеется. Бывало такое, что рядом снаряд разрывается. В нескольких метрах от тебя. Везде - ни веток, ни листвы не осталось… А на мне – ни царапины. Разве не чудо?
Вы не раз рассказывали, что детские письма наших военнослужащих очень мотивируют. А какой он - наш сегодняшний противник на Ваш взгляд? Все-таки в Чеченскую кампанию и в Афганистане воевать приходилось с людьми другой ментальности. А тут - по сути, те же славяне…
- Да, они такие же славяне, но за время СВО было множество предпосылок к нацизму, который процветал во время Великой Отечественной войны. Там нацистская символика в абсолютном большинстве населенных пунктов.
С какого возраста мозг у человека сформирован для того, чтобы быть полноценным воином? Или это не от возраста зависит?
- Воином не становятся, воином рождаются. Я так считаю. И возраст здесь не при чем.
А был ли у Вас человек, который для вас является примером, наставником.
- Был…
Мероприятие от "Союза патриотов". Герой России - второй справа
Вернёмся к мирной жизни: у вас с упругой есть детки? Как отдыхать любите?
- Работаю, принимаю участие в мероприятиях патриотических. Дети есть - две дочки и сын. Сын в первый класс пойдет в этом году, дочки – постарше. Мне нравится тихий отдых – поехать в лес, на речку с удочкой посидеть. А всей семьёй любим путешествовать. Вот, ездили в Гуамку недавно. Куда интересно, туда и катаемся, повидать места красивые. Экскурсию по Крыму устраивали по старой трассе, которая идёт вдоль берега моря, начиная от Феодосии и заканчивая Севастополем. Полностью проехали.
С детьми Вы смотрите фильмы про Великую Отечественную войну, рассказываете?
- Фильмы такие я смотрю каждый день. А вот новости не смотрю. Я хочу просто это забыть. Но когда меня это коснётся, я встану также защищать свои рубежи Родины, я не буду прятаться.
А если ваш сын подойдёт и скажет: «Папа, я хочу служить!». Что вы ему скажете? Будете отговаривать?
- Отговаривать точно не буду. Я просто научу его справляться со сложностями службы…
Фото из личного архива В. Мозговенко
Анна Кистрица
Новости на Блoкнoт-Новороссийск