Новороссийск Среда, 27 ноября
Экономика, 12.08.2019 09:05

Поддать газу – попросили Владимира Путина теплоэнергетики из Сочи, а новороссийский АТЭК ничего не просит


Новороссийск реально находится под угрозой остаться нынешней зимой без тепла.

«Блокнот Новороссийск» писал о том, что тревогу по этому поводу забили депутаты городской думы и ресурсопоставляющие компании города. В ответ на письма о долге АТЭК в размере 318 млн руб, прокуратура Краснодарского края написала Новороссийску, что это «спор хозяйствующих субъектов». И посоветовала решать его в судебном порядке. Но суды уже прошли, постановления АТЭКу выданы, но ни один судебный пристав еще не пришел к теплоэнергетикам взыскивать с них долги.
Умные люди сделали вывод: АТЭК готовится к банкротству. Иначе чем объяснить такое наплевательское отношение к партнерам и к городу, в целом?
Сочинские тепловики, видимо, еще хотят пожить и поработать. Они отправили большое письмо на имя Президента РФ Владимира Путина. Они объяснили ситуацию, которая привела к огромным долгам и предложили пути ее решения. Вот некоторые тезисы письма:
- Уважаемый Владимир Владимирович!... Мы – коллектив Муниципального унитарного предприятия города Сочи

«Сочитеплоэнерго» (МУП «СТЭ») - вынуждены обратиться к Вам с просьбой о помощи. 
Сложившаяся критическая ситуация связана с доначислениями нашему предприятию долгов за непотребленный газ.… До 2017 года несовершенством законодательных актов в газовой сфере поставщики не злоупотребляли. Но с мая 2017 года ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» начал применять к МУП «СТЭ» необоснованные доначисления за не потребленный газ, размер которых на сегодняшний день составляет 445 млн. рублей. В себестоимости наших услуг расходы на газ составляют более 40 %. Такая политика газового монополиста в отношении крупнейшей теплоснабжающей организации города Сочи ведет не только к неминуемому росту тарифов на услуги теплоснабжения, но и к реальной угрозе банкротства предприятия, где трудится коллектив более тысячи человек. Что будет с людьми, их семьями? Что будет с потребителями? 
Мы просим Вас обратить внимание на «пробелы» в законодательстве, касающиеся учета и поставки газа, которые уже позволили газовому монополисту ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» по мнению судов «законно» доначислить почти полмиллиарда искусственных долгов МУП «СТЭ» за фактически непотребленный газ. 
К сожалению, на справедливое судебное разбирательство у нас надежды больше нет, так как суды в своих решениях используют «дыры» в законодательстве, а не здравый смысл и не законы физики.

Далее сочинцы указывают на законы, которые «играют» лишь на руку газовикам. Оказывается, они могут в полтора раза повышать цены на газ, отобранный потребителем сверх установленной квоты. По идее, такое происходит в каждый отопительный сезон, избежать удорожания помогает предварительное уведомление тепловиков о заборе дополнительного газа для коммунально-бытовых потребителей, то есть для нас с вами. Однако газовики такие уведомления не подписывают, а законодательство никак не обязывает их это сделать и не указывает сроки рассмотрения уведомлений. Кроме того, ресурсопоставляющие компании, потребляющие тепло, не включены в понятие «коммунально-бытовые потребители» и на них правило также не распространяется.

Полный текст письма:

sochi_teplo

Речь идет о следующих «недочётах» в законах, принятых в 90-е годы:

1. Пунктом 17 Правил поставки газа в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила № 162) предусмотрено, что при перерасходе абонентом газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией абонент оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением повышающего коэффициента с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

Далее абзац 2 пункта 17 Правил № 162 устанавливает, что это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.

До мая 2017 года ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» относил МУП «СТЭ» к коммунально-бытовым потребителям, потому что основной вид деятельности предприятия - теплоснабжение. На эту тему длительно существовала судебная практика в пользу теплоснабжающих организаций (определение ВАС РФ от 12.07.2013 № ВАС-8810/13 по делу № А41-5433/2012 (приложение № 1), постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.07.2014 по делу № А27-14292/2013 (приложение № 2), постановление ФАС Московского округа от 12.07.2012 по делу № А41-28710/2011 (приложение № 3)).

 

Однако Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) (приложение № 4) создал «пробел» в законе в пользу газовых монополистов. В эту законодательную «брешь» как в трубу улетают наши деньги! 
Теперь суды считают, что по смыслу Правил № 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами. В итоге штрафные повышающие коэффициенты, установленные п. 17 Правил, благодаря Обзору суда начали применяться к МУП «СТЭ». К чему это приведет? К росту тарифов для населения и к реальному риску банкротства всех теплоснабжающих организаций. Ведь ситуация, в которой мы оказались, не единична. В таком положении сегодня почти все теплоснабжающие предприятия. 
ПРОСИМ ВАС по вопросу 1: дать поручение Правительству РФ внести определенность в Правила № 162, дополнив их четким понятием «коммунально-бытовой потребитель». Полагаем, что данное понятие должно включать в себя в том числе - ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса для населения (более 70% от общего числа потребителей тепловой энергии).

 

2. Ознакомившись с вышеизложенным пунктом 1 нашего перечня «недочётов» в законодательстве, можно сделать следующий вывод: коэффициент начисляется только при перерасходе абонентом газа без предварительного согласования с поставщиком, и посоветовать нам не с законодательными инициативами выходить, а просто вовремя согласовывать перерасходы. Да, это логично. Но другой «пробел» в законодательстве не дает МУП «СТЭ» согласовывать эти перерасходы.

Проблема в том, что как нашему предприятию разъяснили суды (постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.2018, определение Верховного суда Российской Федерации от 09.01.2019 № А32-55235/2017 (приложение № 5, 6)) согласование поставщиком перерасходов - это право поставщика. Подчеркиваем – право, а не обязанность. И поставщик нашему предприятию просто не подписывает направляемые ему соглашения на увеличение объемов поставки газа, ссылаясь на наличие задолженности за поставленный газ. При этом поставщик фактически поставляет газ в увеличенных объемах и начисляет повышающий коэффициент.

Учитывая, что потребителями тепловой энергии МУП «СТЭ» на 73% является население, и у большинства абонентов, как правило, всегда есть долги перед предприятием (с которыми мы, конечно, боремся, но это занимает время), у нашего предприятия есть всегда риски задолженности перед поставщиком газа. Но это не повод газовому монополисту получать сверхприбыль, применяя повышающие коэффициенты.

ПРОСИМ ВАС по вопросу 2: дать поручение Правительству РФ внести определенность в Правила № 162, дополнив их обязанностью поставщика газа согласовывать своевременно поданные заявки на перерасходы газа абонентам - ресурсоснабжающим организациям, использующим свое оборудование и потребляющим газ при производстве иного коммунального ресурса для населения.

3. Следующий «пробел» в законодательстве и самая большая проблема нашего предприятия – злоупотребления поставщика газа по отношению к МУП «СТЭ» при применении расчета поставленного газа по максимальной мощности газоиспользующего оборудования и при определении периода неисправности.


В силу п. 3.9. Правил учета газа, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2013 № 961 (далее Правила № 961), при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.

Пункт 23 Правил № 162 устанавливает, что при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
3.1) Правила поставки газа в РФ (пункт 23), Правила учета газа в РФ (пункт 3.9) позволяют поставщику определять количество потребленного газа по проектной мощности газоиспользующего оборудования в двух случаях – отсутствие, либо неисправность средства измерения.
Если с понятием «отсутствие средств измерений» относительно все понятно, то вот с определением понятия «неисправность» существует «неувязка» в законодательстве, позволяющая поставщику газа необоснованно злоупотреблять правом и начислять МУП «СТЭ» колоссальные суммы за фактически непотребленный газ

 

С мая 2017 года по настоящее время газоснабжающая организация провела 44 проверки узлов учета расхода газа на котельных МУП «СТЭ». Поставщик газа в одностороннем порядке принял решения об отказе в принятии к расчетам за природный газ показаний приборов учета, соответствующих ГОСТ и прошедших в установленном порядке процедуру поверки, которая свидетельствует о пригодности приборов учета для применения по основному назначению. Сотрудники газоснабжающей компании, в отсутствии аккредитации в области обеспечения единства измерений, проводят проверки, не соответствующие ГОСТ, составляют акты не установленной законом формы, в которых делаются выводы о несоответствии приборов учета природного газа на котельных МУП «СТЭ» требованиям законодательства. В результате поставщик определяет количество потребленного МУП «СТЭ» газа по максимальной мощности.

Доводы МУП «СТЭ» о неправомерности данных действий ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» подтверждаются письмами Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Краснодарском крае» от 13.06.2019 № 27/12.09-1601 (приложение № 7), от 24.04.2019 № 27/12.07-1072 (приложение № 8) о том, что выводы поставщика газа о неисправности средств измерений не обоснованы, неправомочны и противоречат требованиям действующего законодательства в области обеспечения единства измерений, что недопустимо. 
Также, в результате совместной проверки Прокуратурой города Сочи и ЮМТУ «Росстандарта» (протокол проверки приложение № 9, письмо ЮМТУ «Росстандарта» приложение № 10) нарушений в работе узлов учета газа котельных № 14 и № 29 не выявлено. А это подтверждает, что в результате ранее проведенных проверок поставщик газа неправомерно принял решение о неисправности узлов учета газа и неправомерно определил количество потребленного газа расчетным способом.
Согласно письму ФБУ «Краснодарский ЦСМ» от 13.06.2019 №17/12.09-1601 1601 (приложение № 7) ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» не является лицом аккредитованным в области обеспечения единства измерений. Следовательно, не может делать выводы о соответствии или не соответствии узлов учета газа метрологическим характеристикам.

 

Поэтому для абонентов - ресурсоснабжающих организаций, использующих свое оборудование и потребляющих газ при производстве иного коммунального ресурса для населения (более 70% от общего числа потребителей тепловой энергии) необходимо на законодательном уровне предусмотреть меры, защищающие от злоупотреблений при проверках поставщиками газа.
3.2) Правила поставки газа в РФ (пункт 23), Правила учета газа в РФ (пункт 3.9) позволяют определять поставщику количество газа, рассчитываемого по проектной мощности газопотребляющих объектов, исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.

Учитывая неопределенность формулировки «периода неисправности», ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» полагает, что «период времени неисправности или отсутствия УУГ, в течение которого Покупатель потреблял газ, определяется исходя из круглосуточного потребления, начиная с даты последней проверки УУГ Поставщиком». Данный «пробел» в законодательстве уже позволил ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» в марте 2018 года: - по котельной №30 произвести расчет по мощности МУП «СТЭ» за период с даты последней проверки – 25.08.2017, что привело к одностороннему увеличению поставщиком объема газа в 24,87 раз!!! (график - приложение № 11) и начислить необоснованно - 67 459 775,60 руб.; - по котельной №17 произвести расчет по мощности МУП «СТЭ» за период с даты последней проверки – 25.08.2017, что привело к одностороннему увеличению поставщиком объема газа в 9,15 раз!!! (график - приложение № 12) и начислить необоснованно – 35 279 035,77 руб.

 

Обращаем Ваше внимание, что законодательство об электроэнергетике, водоснабжении и теплоснабжении содержит вполне приемлемые для потребителей нормы по определению «период неисправности», и не позволяет поставщикам злоупотреблять правом. А вот в законодательстве по газоснабжению очередная очевидная «нестыковка».
Поэтому мы считаем, что для абонентов - ресурсоснабжающих организаций, использующих свое оборудование и потребляющих газ при производстве иного коммунального ресурса для населения, необходимо на законодательном уровне предусмотреть предельно допускаемый период неисправности, не превышающий одного расчетного месяца, а при выявлении неисправности потребителем предусмотреть определение периода неисправности с даты уведомления потребителем об этом поставщика.
3.3) Пункт 23 Правил № 162 позволяет при расчете по мощности применять иной метод расчета, предусмотренный договором.

Такой иной метод в виде соглашений о порядке учета газа с применением повышающего коэффициента приведения рабочего объема газа к стандартным условиям (Кс) действовали между ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» и МУП «СТЭ» много лет вплоть до апреля 2017г.
27.06.2017г. ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в адрес МУП «СТЭ» направлен отказ в заключении вышеуказанных соглашений.

При заключении договоров поставки газа на 2018г, 2019г. МУП «СТЭ» изложило в протоколах разногласий к договорам иные способы учета газа при неисправности средств измерения (Приложение 13). Данные преддоговорные споры переданы на рассмотрение в суд.

 

Но на суды у нас надежды мало, так как они полагают, что заключение таких соглашений право истца, а не обязанность. 
Именно поэтому для абонентов - ресурсоснабжающих организаций, использующих свое оборудование и потребляющих газ при производстве иного коммунального ресурса для населения (более 70% от общего числа потребителей тепловой энергии) необходимо на законодательном уровне разработать «иной метод» применительно к пункту 23 Правил № 162, обязательный для применения поставщиками газа.

ПРОСИМ ВАС по вопросу 3: дать поручение Правительству РФ устранить «пробелы» в законодательстве, позволяющие при расчете по мощности злоупотреблять своим правом по отношению к абонентам - ресурсоснабжающим организациям, использующим свое оборудование и потребляющим газ при производстве иного коммунального ресурса для населения.

В тоже время МУП «СТЭ» принимает все возможные меры для снижения задолженности за газ и обеспечения соблюдения прав потребителей МУП «СТЭ», своевременно и в полном объеме оплачивающих тепловую энергию.

Просим обратить Ваше внимание на то, что по данным МУП «СТЭ» за период с 01.05.2017 г. по 30.06.2019 г. потреблено газа на 1 871 752 тыс. руб., оплачено с 01.05.2017 г. по 30.07.2019 г. за газ 2 606 674 тыс. руб.

Таким образом, в течение указанного периода задолженность за природный газ была снижена на 734 922 тыс. руб.: с 901 339 тыс. руб. по состоянию на 01.05.2017 г. до 166 417 тыс. руб. по состоянию на 30.06.2019 г.(снижение на 82 %). Однако ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» своими неосновательными умышленными действиями искусственно завысил задолженность МУП «СТЭ» на 445 614 тыс. руб., что составляет 16% от годовой выручки предприятия.
Масштаб противоречий данных поставщика и нашего предприятия содержится в приведенной на фото таблице, согласно которой оспариваемая МУП «СТЭ» сумма за непотребленный газ составляет 455 млн. руб.

МУП «СТЭ» является крупнейшей теплоснабжающей организацией города-курорта Сочи, обеспечивающей горячей водой и отоплением многоквартирные жилые дома, социальную сферу и объекты, на которых регулярно проводятся знаковые международные мероприятия. Наш трудовой коллектив просит Вашего участия в урегулировании сложившейся критической ситуации с поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар». Мы очень хотим жить, работать, созидать, приносить пользу обществу, способствовать процветанию нашего прекрасного города. Мы хотим не допустить роста тарифов для населения, сохранить наше предприятие от банкротства. Надеемся на то, что предприятию прекратят выставлять счета за фактически непотребленный газ в виде необоснованных расчетов по мощности и применения повышающих коэффициентов.

Мы понимаем, что на рассмотрение законодательных инициатив, о которых мы просим, требуется длительное время. Но мы очень обеспокоены судьбой нашего предприятия. Чтобы МУП «СТЭ» не обанкротилось, просим Вас оказать содействие в создании компетентной комиссии, которая смогла бы цивилизованно и мирно помочь урегулировать все спорные вопросы, связанные с несовершенством законодательства в газовой сфере.

С уважением,
трудовой коллектив МУП «СТЭ». Письмо подписали 597 человек. Копия письма размещена на нашем официальном сайте http://www.sochi-teplo.ru/news/?ELEMENT_ID=7997.


Лариса Викторова

 

Новости на Блoкнoт-Новороссийск
0
0