«Кто не спал, не понимал, что делает». Новые подробности об участии Новороссийска в обороне Севастополя
Подлодка М-35. Автор неизвестен. military.wikireading.ru
Читайте также:
- В дыму и с огоньком новороссийские десантники вступили в состязания за звание лучших (07.04.2019 16:10)
- Полеты наяву. Что хотят показать командованию ВДВ на учениях под Новороссийском (06.04.2019 20:00)
- Моряку из Новороссийска сделали хирургическу операцию прямо под водой (05.04.2019 17:40)
Документы о непосредственном участии Новороссийска в боях за Севастополь опубликовало Министерство обороны на сайте http://june-22.mil.ru/cremea44.
Крымская стратегическая наступательная операция Красной Армии началась 8 апреля 1944 РФ. Архивные документы были опубликованы к 75-летию данного события.
В опубликованных материалах говорится также об обороне советскими солдатами Севастополя с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года. Тогда в осажденный город по морю была проложена своеобразная «дорога жизни» из Новороссийска.
Между двумя портовыми городами курсировали подлодки. В Севастополь они доставляли продовольствие, топливо и вооружение. Оттуда эвакуировали мирных жителей и раненых.
- ПЛ ПЛ (подводные лодки, - прим «Блокнот»), не успевающие выгружать за темное время, должны были в светлое время суток лежать на грунте до темноты (от бомбежки), - говорится в отчётном донесении.
Ложиться на грунт, прячась от вражеских самолетов, подводникам приходилось постоянно. Но и тут были смертельно опасные ситуации, в которых оказывались моряки.
24 мая 1942 года подлодка М-35 ушла на глубину, после выгрузки бензина из балластных цистерн. Заполнение этих емкостей водой привело к тому, что пары через вентиляцию попали в отсеки с личным составом.
- Действие паров бензина вывело л/состав из нормального сознания, люди уснули, а кто не спал, не понимал, что делает, - говорится в докладе. Только главстаршина Пустовойтенко, оказавшийся более крепким физически, смог сохранить ясность мысли. – Знание техники позволило ему самому (мотористу) выполнить обязанности по продуванию за командира БЧ-5 и трюмного.
Пришедший в себя командир ПЛ, оценив обстановку, принял решение возвращаться в Новороссийск. Часть экипажа, которая пострадала от испарений меньше остальных, смогла снять корабль с камней и довести его до порта. Решительность действий моряков позволила спасти и подлодку, и ее личный состав.
Владимир Мирный