Чем отличается фотография на телефон и на профессиональную камеру: комментарий новороссийского фотографа Дмитрия Макартычана
Читайте также:
- В Новороссийске ушастая сова решила почитать стихи Пушкина (27.02.2023 17:30)
- В Новороссийске водитель маршрутки позволил себе выражаться матом при пассажирах (27.02.2023 16:34)
- Врачи высшей категории и 3500 исследований без очередей: в Новороссийске открылся медицинский центр «Приоритет» (27.02.2023 15:31)
- "Отсебятина" или реальность: поднимут ли цены на проезд в Новороссийске (27.02.2023 14:03)
- Отходы производства рядом с жилыми домами "радуют" глаз новороссийцев (27.02.2023 12:45)
С развитием телефонов сфера их применения расширяется. Если раньше это был гаджет только для связи, то теперь это мини-фотоаппарат, игровая приставка, книга, телевизор, блокнот и многое другое. Сейчас иногда трудно сразу же отличить фотографию, сделанную на телефон от фотографии на профессиональную камеру. Уточнить, в чем же именно разница и где потолок возможностей мобильной фотографии, журналисты “Блокнота” решили у фотографа с почти 20-летним стажем – Дмитрия Макартычана.
Расскажите немного о себе и о старте своей карьеры в сфере фотографии?
Меня зовут Дмитрий Макартычан. Я фотограф с двумя высшими образованиями: политех (инженер-эколог) и краснодарский юридический университет МВД (юрист) и работаю фотографом. В этом году уже 19 лет. Достаточно большой путь в этой сфере я уже прошел. Уже больше 800 свадеб, 1600 женихов и невест, так сказать, сотни крестин, венчаний, юбилеев. Опыт достаточно большой. Начинал я свою работу в 2004 году, снимая первые свои свадьбы еще на пленочные фотоаппараты. Это как раз был переходный период, когда только-только появлялись цифровые фотоаппараты. “Мой” первый (в использовании) цифровой фотоаппарат был не совсем мой, мне дали им поснимать, был за 4000 долларов, имел всего 4 мегапикселя. Это, конечно, мало, но на тот момент это было так дорого в силу новизны. Первые годы пленка была по качеству намного лучше, чем цифровые фотоаппараты. И только с появлением цифровых полнокадровых камер пленка стала отходить на задний план постепенно. Когда я снимал первый год на пленку, мы эти фотографии сканировали через специальные пленочные сканеры и людям отдавали на диске. И, конечно, цифровые фотоаппараты в течение пары лет стали активно замещать пленочные. Были люди, которые отвергали цифру, но никуда от этого в итоге не деться. Цифровизация, улучшение качества изображения и качества цифровых матриц шло семимильными шагами.
Ваше мнение о мобильной фотографии в целом? Как отличаются фотографии на профессиональную камеру и на телефон?
Мы спокойно снимали с 2004–2005 года на цифровую камеру. Порядка 10 лет телефоны не могли подойти по качеству. Но сейчас с появлением и 100 и 200 мегапиксельных камер телефона, качество картинки превосходное, но на маленьком экране телефона и только при качественном естественном свете. Детализация страдает на сегодняшний день. Не видно того качества картинки, которое может дать современный полнокадровый цифровой фотоаппарат.
К тому же камера телефона дает картинку сразу с режимом hdr (high dynamic range), которая пересвеченные участки делает немного темнее, а темные участки светлее. Таким образом выравнивает фото. Профессиональные фотоаппараты так не могут, и фотографы делают это выравнивание вручную в фоторедакторе. Поэтому иногда картинка с телефона изначально смотрится красивее, чем исходник с камеры, но тогда ты уже почти не можешь ее менять и корректировать, так как это сразу чистовик (формат фото не позволяет вносить больших изменений). Фотоаппарат снимает как бы черновик в формате RAW, затем только проявляют в jpeg. Формат RAW позволяет прорабатывать работу не только с hdr, но и с другими функциями. Телефон делает на 85-90% сразу готовую неплохую фотку. Финальный вариант профессиональной камеры с постобработкой будет лучше по качеству, чем телефонный вариант. В современных телефонах помогает еще искусственный интеллект: сам фокусируется на лицах, сам немного ретуширует и сам делает hdr.
Плюс телефона – он всегда под рукой, видео со стабилизацией без дополнительного оборудования, картинка достаточно качественная. Это про скорость. Минус в том, что изображение практически невозможно распечатать в большом размере в книгу или альбом. Больше чем 10 на 15 см будут уже видны артефакты (искажение, рябь, мерцание), пиксели, неровности, шероховатости или замыленность. Большой размер можно распечатать пока только с профессиональной камерой. Тем более телефоны в режиме портрета, пытаясь замыть фон, иногда ошибаются и между волос, например, или между одеждой, будут видны элементы резкого изображения. У оптики фотоаппарата нет такого минуса.
Фотоаппарат позволяет делать оптическое приближение, которое не влияет на качество. У телефонов часто идет цифровое приближение, что ухудшает качество. Перспектива на телефоне в принципе не будет искажена, потому что искусственный интеллект учитывает широкоугольное положение объектива или эффект телеобъектива. Он искусственно исправляет эти искажении. Так что какой-то разницы в искажении фото на телефон и на камеру не будет. Будет речь только о качестве самой картинки.
Каковы сферы применения фотографий, сделанных на мобильный телефон и на камеру? В каких жанрах телефон проявляет себя лучше?
В принципе сфера применения фотографии, сделанной на телефон достаточно широкие: фуд-фото, ведение блогов, можно делать интерьерную съемку на широкоугольную камеру телефона. Hdr телефона хорошо работает с интерьерной съемкой. Не подходит телефон для съемки в студии с импульсным освещением. Однако может сработать с источниками постоянного света, но они не дают такую картинку, как дает импульсный более мощный свет. Нет никакой технической возможности синхронизировать телефон с источниками профессионального импульсного студийного света.
Если мы говорим о съемках каких-то серьезных событий: крестины, свадьба, юбилей, венчание, — те съемки, которые не могут повториться, то мобильная фотография не очень хорошо подходит. Так как бывают сложные ситуации с освещением: нужны вспышки по несколько штук в зале, моделирующий свет и так далее. Телефон в таком случае хорошо отработает только при естественном освещении зала, которого порой не хватает, потому что свет, как правило, приглушен. Матрица телефона может не вытянуть хорошее изображение. Поэтому важные событийные съемки я бы телефону не доверял: сядет батарейка, звонить станут не вовремя, качество упадет из-за недостатка света. С фотоаппаратом можно не думать о естественном освещении, так как к нему можно синхронизировать дополнительный свет.
Если подытожить, то можно использовать телефон в предметной съемке, фуд-фото, ювелирной фотографии, каталожной съемке, для социальных сетей и маркетплейсов. Профессиональный фотоаппарат лучше использовать для важных событий, которые невозможно повторить. Там права на ошибку нет.
Также еще фото на телефон хороши для пейзажных фото и блогов про путешествия. Из-за того, что это не громоздко, быстро, сразу с hdr и обработкой искусственным интеллектом, так как люди будут эти фотки потом рассматривать также на телефоне, поэтому нет гипер-требований к разрешению.
Какие нюансы стоит учитывать мобильным фотографам и какие фотографам на профессиональную камеру? Какое в целом ваше мнение о профессиональной мобильной фотографии?
Если взять основные аспекты, как композиция, свет, позы, виды портретов, крупность планов – это касается как профессиональных камер, так и телефона. Люди, понимающие в фотографии, сразу поймут, что вы знаете о базе. Из нюансов для тех, кто снимает коммерчески на телефон: надо понимать, на что технически способен телефон, чтобы не было разочарований клиента, который как раз не понимает, в чем будет разница. А если человек, профессионально называющийся мобильным фотографом, понимает, что в таком темном зале он снять ничего не сможет, но хочет заработать денег, – это просто свинство, так как он таким образом лишает людей качественной памяти о событии в угоду своим финансовым запросам. Поэтому тут очень важна порядочность. Сейчас пока рано доверять серьезные события телефону.
Какие есть проблемы у развития мобильной фотографии?
Чтобы телефон мог снимать лучше, он должен быть раза в 4 толще в связи с особенностями “Камеры-обскура”, а еще к нему должен прикрепляться объектив, но тогда проще снабдить фотоаппарат функцией звонка, чем переделать телефон под идеальную профессиональную камеру. Чтобы улучшить детализацию, придется впихивать туда бОльшую матрицу. Но для того, чтобы в камере-обскура свет распространился и лег на эту матрицу, телефон должен быть шире. Можно заметить это по айфону, Раньше 6 айфон был порядка тоньше, чем сейчас 14 айфон, учитывая ширину по кромке камеры. То есть уже сейчас производители пошли в сторону увеличения внутреннего пространства камеры-обскура, чтобы суметь засунуть чуть бОльшую матрицу, чем в более ранних телефонах.
Есть ли у вас какие-то советы начинающим фотографам (мобильным или на профессиональную камеру)?
Вы должны понимать методику проведения съемки так же, как и фотографы на профессиональную камеру. Ее порядок: 1) Свет. Должны изучить световые схемы, как какой называется, где какой лучше будет смотреться; 2) Локация. Вы должны образно хорошему свету подобрать локацию. Вы тут должны понимать все критерии удачного снимка; 3) Тестовый снимок. Если картинка красивая (локация + свет), то можно уже снимать; 4) Интеграция человека в локацию, построение позы. Здесь нужно знать и почитать о крупности планов, видах портретов, методике построения позы. 5) Эмоции и психологическое взаимодействие с клиентом. Все должно быть по порядку.
По словам Дмитрия, камера телефона рано или поздно упрется в потолок своих возможностей, так как законы физики невозможно перепрыгнуть. Так что стоит здраво оценивать возможности телефона и не воспринимать его как полный аналог профессиональной камере.
Фото: yandex.ruПолина Тарасова
Новости на Блoкнoт-Новороссийск