Общество,
09.08.2024 15:15
Затонувшее судно на дне Новороссийска: Росприроднадзор проиграл Верховный суд
Еще в июле 2017 года в Новороссийске затонуло судно "Roksolana 2" под флагом Сент-Винсент и Гренадины. Сухогруз до сих пор покоится на дне моря в акватории Цемесской бухты, а Росприроднадзор проиграл очередной суд в отношении Минтранса Краснодарского края. На этот раз - Верховный.
Восстановим хронологию событий. "Roksolana 2" прибыла в порт Новороссийска в декабре 2013 года, и уже с 2014 года собственник судна перестал снабжать его и выплачивать зарплату экипажу. Он задолжал подчиненным более 40 тысяч долларов США. Команда в скором времени покинула борт сухогруза, и он оказался заброшен. Несколько лет судно бессменно стояло в Новороссийске, вплоть до лета 2017 года, пока на сухогрузе не произошел пожар. Как сообщал "Новороссийский рабочий", после случившегося "Роксолану" убрали подальше от людских глаз, но все равно оставили в акватории Новороссийска. Впоследствии судно затонуло.В октябре 2022 года капитан новороссийского порта поручил убрать сухогруз из акватории: для этого капитан обратился с требованием в администрацию Краснодарского края. Вместе с тем, Росприроднадзор установил, что судно заржавело, на его конструкциях появилась коррозия. Специалисты ведомства взяли пробы воды и выяснили, что в воде наблюдается превышение нормативов ПДК вредных веществ, нефтепродуктов и железа. Тогда Росприроднадзор впервые обратился в суд с иском в отношении Министерства транспорта региона, посчитав, что власти не исполняют обязанности по ликвидации судна из акватории Новороссийска. Росприроднадзор установил ущерб в размере 151 миллиона рублей.
В Кодексе торгового мореплавания (КТМ) было прописано, что удаление судна из акватории должно производиться только собственником и администрацией порта. При этом, в марте 2023 года в КТМ внесли изменения, согласно которым при отсутствии сведений о собственнике судна оно считается собственностью субъекта РФ. В данном случае - Краснодарского края. Как писал "Коммерсантъ" в декабре 2023 года, новороссийская транспортная прокуратура установила, что компания-собственник сухогруза была ликвидирована в 2018 году. Капитан порта, в свою очередь, направил требование об удалении судна из Новороссийска залогодержателю "Роксоланы 2" - латвийскому банку AS PNB Banka. Требование до сих пор не исполнено.
- Истцом не доказано, что вред возник в результате действий (бездействия) именно ответчика, а не иного лица, так как в период с 2013 года по 2022 год обязанность по удалению затонувшего имущества существовала исключительно у собственника судна и администрации морского порта и не относилась к обязанности субъекта РФ, - говорится в материалах дела Арбитражного суда Краснодарского края.
Также в решении суда указано, что Минтранс Краснодарского края запланировал удаление сухогруза из акватории Новороссийска на 2025 год за субсидию из федерального бюджета. Эту инициативу Росприроднадзор не оценил. Поводом для повторного обращения в суд послужило и то, что арбитраж региона признал недействительной сумму ущерба, установленную Росприроднадзором.
После нескольких лет судебных прений Росприроднадзор дошел до Верховного суда РФ с иском в отношении Министерства транспорта Краснодарского края. Тем не менее, Верховный суд отказал ведомству во взыскании ущерба в размере 151 млн рублей с Минтранса Кубани. Оказалось, что суд не признал в качестве уважительной причины пропуск на кассационное обжалование со стороны Росприроднадзора.
Соответственно, Минтранс края по-прежнему не обязан возмещать ущерб Росприроднадзору. В свою очередь, "Роксолана-2" все так же ждет своего часа, ржавея на дне моря в Новороссийске.
Источник фото: novorosstartap.ru
София Донес
Новости на Блoкнoт-Новороссийск