Конкурс на миллион: как КТК-Р будет бороться с неприятными запахами в Новороссийске
Проблема наболевшая, с ней борются, но вопросы к предприятиям, осуществляющим нефтеперевалку, остаются. Много их у жителей Новороссийска к нефтеперевалке в Южной Озереевке. Хотя запах нефтепродуктов в городе отмечали и в апреле этого года, когда морской терминал в Озереевке не работал.
В этой связи в конце апреля в стенах администрации Глебовского сельского округа прошёл круглый стол с новороссийскими общественниками, представителями КТК-Р, чиновниками, медиками и специалистами в сфере экологии, охраны окружающей среды и здоровья человека. Круглый стол собрали, основываясь на жалобах жителей округа на неприятный запах в период штиля. О том, как прошло мероприятие, ранее сообщали городские СМИ.
В рамках совещания приняли решение прислушаться к некоторым идеям новороссийских активистов и общественников. Так, по итогам круглого стола обратились с просьбой к руководству КТК-Р довести до акционеров и грузоотправителей результаты прошедшей встречи, а также сократить скорости погрузки на морском терминале при НМУ, особенно при южном, юго-западном и юго-восточном направлениях ветра. В том числе, КТК призвали рассмотреть возможность установки системы рекуперации при проведении замены выносных причальных устройств в 2025 году. Главе Новороссийска направили предложение по созданию совета промышленности по вопросам экологии при администрации города. В состав совета могут войти стивидорные компании, промышленные предприятия, надзорные органы, экологи, депутатский корпус и активисты.
В ходе круглого стола выдвинули следующую версию: действенным методом в борьбе с неприятными запахами может стать разработка и внедрение системы рекуперации летучих органических соединений, которая позволила бы «фильтровать» воздух при погрузке нефти и работе ряда градообразующих предприятий. Однако на данном этапе и этот вариант с трудом можно назвать возможным.
Так, Александр Попов, исполнительный директор ООО «Бормаш», сообщил, что для КТК установку системы рекуперации сделать очень сложно, а точнее, в нынешних условиях и вовсе невозможно. Как минимум потому, что суда дедвейтом 150 тысяч тонн с учётом производительности погрузки дают объём выбросов до 30 тысяч кубических метров в час. В таком случае система рекуперации паров, которая позволит добиваться соответствующей нормативам эмиссии углеводородов, будет представлять собой большой объект площадью порядка тысячи квадратных метров — это примерно 1/7 футбольного поля, и вес самой установки — около 700 тонн. Более того, на выносных причальных устройствах в мировой практике такие системы в принципе не применяются из-за очень специфических конструктивных особенностей.
Спикер видел всего три судна в Скандинавии, где рекуперационные устройства ставились в соответствии с требованиями законодательства. При любом раскладе, установка рекуперации для ВПУ на КТК-Р — это капитальное строительство. А с учётом донного рельефа в акватории Новороссийска ставить здесь платформу или насыпать искусственный остров (как у «Северного потока») окажется для экологии ещё большей проблемой, чем статус-кво и запахи меркаптанов.
Одним словом, на сегодняшний день система рекуперации для КТК-Р — это фактически несбыточная мечта, учитывая все технические особенности и действующие законы. Подробное интервью с Александром Поповым опубликовано в чате активистов «Общественный контроль Новороссийск».
Хоть сейчас эта идея и кажется фантастически несбыточной, какая-то надежда всё-таки есть. Вдруг кому-то удастся сформулировать и предложить реалистичное техническое решение наболевшей проблемы, такое предположение сделала представитель населения Анна Карпачева…
Поэтому руководство КТК-Р приняло решение о проведении открытого конкурса среди населения и частных специалистов по разработке системы возврата инертных газов с танкера до береговой линии или системы рекуперации. Такого проекта пока не существует в мире, и Каспийский трубопроводный консорциум пообещал грант в размере миллиона рублей тому, кто сумеет изобрести «инновацию». Внести свою лепту могут экологи и инженеры, специалисты в области рекуперации и даже студенты высших учебных заведений. Словом, все желающие и способные.
Победителем будет признан проект, успешно прошедший экспертизы в надзорных инстанциях: МЧС, Ростехнадзоре, Росприроднадзоре и Роспотребнадзоре. При этом есть ещё один важный нюанс: как указывалось выше, на данный момент систему рекуперации летучих органических соединений для подобных условий погрузочных операций ещё не придумал ни один учёный на всей большой Земле.
У российских специалистов (возможно, даже новороссийских) есть возможность совершить настоящее открытие. Сейчас актуальную проблему новороссийцев и многих других людей по всему миру может решить один-единственный гений, который сумеет разработать уникальный, полномасштабный, а главное – безопасный проект.
Приём начнется уже 1 июня и продлится до 30 сентября 2023 года. Инженерные предложения КТК-Р принимает почтой заказным письмом по адресу: 115093, Россия, Москва, ул. Павловская, д. 7, стр. 1.
Проведение и подведение итогов конкурса, понятное дело, займёт какое-то время. На этот период в целях снижения вероятности появления известных запахов, вероятно, можно было бы снижать скорость погрузки нефти КТК на танкеры при южных ветрах. К слову, об этом, и о том, что такой метод уже применяется, в ходе круглого стола сообщал представитель службы Капитана порта Новороссийск О. Синайский.
«Блокнот», в свою очередь, продолжит мониторить ситуацию. Следите за обновлениями, чтобы ничего не пропустить.
София Донес
Новости на Блoкнoт-Новороссийск