Новороссийск Воскресенье, 28 апреля

Стелились шпалами перед властью Новороссийска капиталисты в XIX веке

Растянутый по берегу бухты Новороссийск остро нуждался в общественном транспорте, и проложить трамвай предложения поступали в Управу очень толковые. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Архиве Новороссийска.

«Блокнот Новороссийск» писал о проекте концессии организации железной дороги, который пришел в Управу от итальянского подданного Виктора Ивановича Боссалини и купца Иосифа Петрвича Каруана из Одессы. Помимо обстоятельных технических условий в проекте были оговорены очень жесткие правовые механизмы взаимоотношений владельцев дороги и городских властей. Порой подельники напоминали унтер-офицеровских вдов, самих себя готовых высечь:

- Обязуемся платить пошлины и другие сборы, а также компенсировать сумму доходов, которых лишился бы город из-за дороги, - гласил один из пунктов проекта.

- Снос зданий, деревьев, столбов, мостов и дорог производим только с разрешения Управы, но за наш счет. Выпускаем облигации без ответственности за них Правительства и города. Тарифы за проезд не поднимаем без разрешения Управы. За непомытые в хорошую погоду рельсы — штраф. За посыпание их солью — штраф. За срыв графика движения — штраф. За неисправности, грязь, грубость и неопрятность персонала, угрозу безопасности пассажиров — штраф, штраф, штраф!

При этом, владельцы обязуются выплачивать в бюджет города залоговые суммы до 20 000 руб, ежегодные взносы, а также 1-3% от валового дохода дороги.

Через 25 лет «эксплоатации» город забирает дорогу в собственность, а ее создатели нижайше просят лишь некотрых льгот для себя в условиях ее выкупа.

Дума рассмотрела проект 15 февраля 1897 года. Но было уже поздно. Что помешало — в следующих публикациях «Блокнота».

Лариса Викторова

Новости на Блoкнoт-Новороссийск
  Тема: Новороссийск Исторический  
0
0