Новороссийск Среда, 01 мая
Культура, 03.04.2024 18:00

Интервью с режиссером театрально-эстрадной студии Аленой Осипенко, соорганизатором одного из первых фестивалей «КТК —талантливым детям» в Новороссийске

Erid:2VfnxwDJ9Zz

Алена Игоревна, вы участвовали в одном из первых фестивалей «КТК — талантливым детям», организованных в Новороссийске. Когда и как это было, удалось ли победить?

— Я живу в Новороссийске, и зарождение здесь фестиваля «КТК — талантливым детям» проходило на моих глазах. Работать в сфере культуры я начала в 2007 году, тогда мне было 16 лет. Фестиваль 2007 года имел иной формат, менее конкурсный. Речь не шла о победах, главным было участие. Вместе с региональными представителями КТК мы собирали активные творческие коллективы, делали большой финальный концерт в Городском театре. На концерт приезжало руководство Консорциума, участникам вручали награды. Помню и другие партнерские с КТК акции, их было много. К примеру, «Безопасность дорожного движения» в сельских школах.

 Как в дальнейшем складывалась ваша творческая карьера? Можно ли сказать, что конкурс «КТК — талантливым детям» оказал влияние на ваш выбор профессии?

— На выбор профессии влияние фестиваль оказать не успел, поскольку я уже тогда работала как культорганизатор Городского театра. Если говорить о влиянии на карьеру, то через два года после начала работы в Новороссийском городском театре мне предложили создать свой коллектив с помощью, конечно, старших опытных наставников. Это было в 2009 году, и с тех пор мои ученики участвуют в конкурсе «КТК — талантливым детям» постоянно. Это благая инициатива. Очень здорово, что существуют такие конкурсы, которые дарят возможность участнику без денежных вложений получить поддержку своему таланту.  Может быть, участие в фестивале не для всех определяет дальнейшую карьеру, но в любом случае мотивирует на дальнейшие шаги по тернистому творческому пути. Каждый творческий человек знает, что это путь, полный сомнений, тревог, препятствий. И очень важно, чтобы было что-то, что тебе иногда помогает чувствовать себя важным, полезным, достойным. И вот фестиваль «КТК — талантливым детям» в моем представлении наилучшим образом этому способствует.


Режиссер театрально-эстрадной студии Алена Осипенко

Где вы учились на педагога и можно ли считать вашу профессию продолжением семейных традиций?

— Мое первое образование — Пятигорский государственный лингвистический университет, специальность «преподаватель иностранных языков и культур». Несмотря на то что сейчас я режиссер, знания, полученные по первой специальности, в работе оказались весьма полезными. Второе образование я получала в Краснодарском университете, сейчас институте культуры. Понятно, что учиться нужно всю жизнь, и для меня это курсы повышения квалификации, мастер-классы и все возможное. У нас педагогическая династия — бабушка по образованию учитель начальных классов, проработала долгое время в школе, была директором детского сада. У тети педагогическое и психологическое образование. Мама по первому образованию педагог, она тоже долгое время работала в детском саду. Будучи старшеклассницей, я заявила, что учителем не буду ни за что. В итоге учителем не стала, но считаю, что педагог — это мое призвание.

Как вы оцениваете эволюцию конкурса «КТК — талантливым детям», начиная с 2002 года и заканчивая сегодняшним днем? Открыты ли еще зоны роста и в каком направлении следует развиваться?

— Эволюцию конкурса можно назвать колоссальной. На моей памяти поначалу он был достаточно камерным. За последние 10 лет мероприятие приобрело именно конкурсный, активно распространяемый, объединяющий формат. Насколько я помню, первый конкурс прошел одновременно в нескольких регионах в 2016 году. Конечно же, это огромный шаг, даже скачок в развитии. Конкурс усложняется, участников становится больше, конкуренция растет. Здесь есть две стороны медали. Конкурсная основа — это очень важно. Очень здорово, что фестиваль эволюционировал именно в этом направлении. Но, с другой стороны, я считаю, что за конкурентной борьбой мы не должны забывать ценность именно фестиваля, когда его участники своим творчеством, своей активностью помогают и городу, и Консорциуму. Фестивалю, несомненно, есть куда расти, поскольку творчество, спорт, образование, инновационные технологии — все в последнее время развивается какими-то немыслимыми темпами и не останавливается. Куда именно расти? Возможно, повышать количество участников за счет неохваченных районов. Может быть, если взять конкурсную составляющую -к меньшему количеству призовых мест, как бы странно это ни звучало. Меньшее количество призовых мест повышает их ценность. А если в фестивальном аспекте, может быть, стоит больше говорить о том, что конкурс — это подводка к фестивалю, который проходит в Москве. Фестиваль — это уже не тот случай, когда соревнуются коллективы и солисты. Фестиваль — это когда лучшие конкурсанты приезжают в Москву, чтобы обменяться опытом и посмотреть друг на друга.


Творческая труппа

Как создавалась возглавляемая вами театрально-эстрадная студия, как менялся ее репертуар? Какой жанр сегодня превалирует? Что значит быть режиссером такого коллектива?

— То, что мне, 18-летней, поручили при Городском театре создать с нуля творческий коллектив — такое культурных учреждениях порой случается. Возможно, сказалось мое педагогическое образование, возможно, руководство усмотрело какой-то особый талант. На мои возражения «не знаю, не понимаю» обещали помочь. В 2008 году был создан скромный коллектив из трех человек, которые стали приходить ко мне на занятия. Через полгода провели дополнительный набор и учеников стало уже 10. Мы начали с интерактивных программ. Четыре с половиной года назад мы сменили базу — перешли в Морской культурный центр — и вместе с этим изменили название. Теперь мы театрально-эстрадная студия «Контраст», что, по моему мнению, больше соответствует и направлению, и образу, и творчеству коллектива, чем то, что было в прошлом.

Новый формат появился не случайно: занимаясь интерактивными игровыми программами для детей, мы включали в них эстрадные номера, потому что шоу длится до двух часов и за это время дети не могут непрерывно играть, им нужно переключаться. Поначалу приглашали на такие интермедии коллег, но потом решили попробовать сами. В коллективе была девочка, одаренная вокально, и мы стали создавать под нее театральные и хореографические зарисовки. Постепенно пришли к идее, что можно попробовать еще и танцевать. Анализируя современные сценические тенденции, можно отметить, что театр сегодня активно приемлет синтез жанров. Характерный пример — неослабевающая популярность мюзикла, театральной постановки, где актеры и поют, и танцуют. Сейчас активно развивается пластический театр, где для актера владение телом и хореографическая подготовка крайне важны.С моей точки зрения педагога и режиссера, формат, в котором сейчас выступает «Контраст», является наиболее актуальным. Где-то к этому пришли раньше, чем мы; где-то еще только начинают. Но постепенно в театральных студиях вводят и вокальные занятия, и занятия хореографией, пусть даже и не в таких объемах, как у нас. Превалирующим жанром для нас является эстрадный вокал, но и по остальным направлениям стараемся выдерживать баланс, чтобы оставаться конкурентоспособными. Быть режиссером коллектива из 70 детей разного возраста отнюдь не просто. Нужно умудриться уделить время каждому, одновременно учитывая и психологию театра, и гармоническое сочетание всех наших жанров, чтобы они все следовали одной идее.


Участники фестиваля

Есть ли у вас кумиры в сфере театральной постановки? Хотели бы жить на Манхэттене, ставя бродвейские мюзиклы? Да и в Голливуде, вероятно, были бы рады такой актрисе. Был ли в жизни момент выбора: уехать или остаться?

— Любимые актрисы — Алиса Фрейндлих и Мерил Стрип. Талантливых режиссеров на сегодняшний день так много, что сложно сделать выбор. И у нас, и во всем мире есть на кого равняться.

Выбор уехать или остаться есть всегда. Я еще в таком возрасте, что можно выстроить карьеру заново. Не раз слышала от московских коллег, что можно, нужно и стоило бы. Но, к сожалению или к счастью, у меня есть розовые очки и вера в то, что нужно развивать регион. Очень хотелось бы, чтобы творческая деятельность в регионе не воспринималась как что-то в хвосте плетущееся, а была бы не хуже, чем в столице. И еще хотелось бы, чтобы не оскудевал приток любительских творческих коллективов, которых можно показывать на концертах, которыми можно гордиться, с которыми можно работать, взращивая в их среде профессиональных артистов, словно семена. В нашем «Контрасте» такие уже имеются. Многие участники подросли, поступили в театральные вузы, и я наблюдаю, как складывается их творческий путь. Надеюсь, что каждый себя найдет, реализует. Как говорится в одном из наших номеров на основе песни Басты «Сансара», учитель продолжается в своем ученике. И я надеюсь, что мои ученики превзойдут меня обязательно. Не боюсь этого, а надеюсь.

Сейчас мы наблюдаем интересную тенденцию: среди конкурсантов начинают появляться дети участников первых фестивалей.

— Моему сыну шесть лет. В прошлом году он впервые принял участие в конкурсе «КТК – талантливым детям» в номинациях «Вокал» и «Художественное слово».

В прошлом году ваш «Контраст» стал обладателем Гран-при и лауреатом I степени в региональном этапе с сольными и коллективным выступлениями. Это первая победа или коллектив в прошлые годы также принимал участие в конкурсе?

— В конкурсе 2017 года победила моя ученица Полина Зубенко. Сейчас она учится в 11-м классе, в этом году собирается поступать в театральный вуз. Она ездила в Москву, я, к сожалению, поехать не смогла, потому что родился сын. Были другие победы, были специальные призы, но в таком количестве это впервые. У нас Гран-при в этом году в номинации «Эстрадный вокал». Солистку Мирославу Лаврусь готовила моя коллега Виктория Шишкина. Она моя правая и левая рука одновременно, мой помощник режиссера. В свою очередь, я ее помощник педагога — вот мы вместе и создаем такое вот качество и количество. Мирослава Лаврусь в роли сирены Орфеи на гала-концерте 2023 года в Москве.


Мирослава Лаврусь в роли сирены Орфеи на гала-концерте 2023 года в Москве

Мирослава Лаврусь в роли сирены Орфеи на гала-концерте 2023 года в Москве


Как вы оцениваете роль мастер-классов в повышении уровня подготовки конкурсантов? Какие мастер-классы более эффективны: онлайн или встречи вживую?

— Я очень люблю мастер-классы, считаю, что это всегда полезно и интересно. Когда ты режиссер со стажем, сложно найти что-то кардинально новое, но всегда можно из каких-то вроде бы простых и знакомых тренингов извлечь для себя что-то полезное и интересное, к примеру, объяснение того же материала новыми словами, более понятными детям. Естественно, максимально полезнее мастер-классы, проведенные при живом общении всех участников.

Что такое арт-кластер «Таврида», который вы представляете в Краснодарском крае? Какова миссия проекта и ваша в нем роль?

— Молодежно-просветительский курорт «Таврида.АРТ» — это новая точка притяжения молодежи в Крыму. Решение о создании на базе арт-кластера «Таврида» молодежно-просветительского курорта было принято Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в конце 2022 года. Арт-кластер «Таврида» для меня — новый виток развития всего личностного, профессионального, творческого. Это масштабный творческий проект Росмолодежи, летняя образовательная программа и фестиваль на площадке «Таврида.АРТ», круглогодичная креативная академия «Меганом» и много других интересных мероприятий. Это огромная команда людей, которых я искренне люблю и уважаю и с которыми прошла уже не одно обучение. Кстати, в прошлом году благодаря «Тавриде» я выиграла свой первый грант на постановку старшим молодежным составом «Контраста» спектакля «Трудный экзамен» по пьесе астраханского автора Гульнары Искалиевой. Пьеса выиграла Всероссийский конкурс «Знание. Театр». Посмотрим, насколько удачно получится. Если продолжить тему профессионального роста, в прошлом году я была режиссером региональных гала-концертов в Новороссийске и Краснодарском крае. Это был интересный опыт, который потребовал много времени и сил. Считаю, что вместе с командой регионального представителя КТК мы с задачей справились.

Вы живете и работаете в Новороссийске. Что для вас город в большей степени: промышленный центр, туристический курорт или арт-площадка?

— Как я уже говорила, Новороссийск — это место, где я хотела бы развиваться. Для меня это в первую очередь арт-площадка. Посмотрите только, какие здесь декорации: горы, море, сильный ветер, прекрасный и ужасающий. В последнее время у меня много поездок, но всегда рада возвращению в Новороссийск.



Что бы вы посоветовали новым участникам конкурса «КТК — талантливым детям»? Есть ли у вас свой собственный рецепт победы?

— Посоветовала бы не стесняться участвовать, не отказываться от возможностей, которые нам предоставляют такие промышленные гиганты, как КТК. Бесплатный конкурс— их ведь не так много. И еще не бояться того, что конкурс заочный. Да, он заочный, но при этом достаточно строгий и справедливый. Записывать видеозаявку не так-то легко. Особенно с солистами, когда знаешь, что нет предела совершенству, и пытаешься сделать каждый новый дубль все лучше и лучше. Это на самом деле занимает много времени и сил, но надо на это идти. Это полезный опыт и хорошая практика и для детей, и для педагогов. Мой рецепт успеха и победы —много работать, поднимать планку с каждым разом все выше и не останавливаться на достигнутом. Смотреть на коллег, учиться у них, перенимать лучший опыт. И, наверное, только так, только вместе и только большим трудом достигается победа. И, конечно, педагог в первую очередь должен сам гореть, чтобы зажечь этим светом своих учеников.

Фотографии предоставлены Эстрадно-театральной студией «Контраст».

6+

Реклама. АО "КТК-Р" ИНН 2310040800

 

Новости на Блoкнoт-Новороссийск
1
0