Новороссийск Четверг, 18 апреля
Общество, 03.12.2017 09:54

Здания долгожители в Новороссийске

В Новороссийске есть ряд зданий и сооружений, которые существовали в городе еще сто лет назад. «Блокнот Новороссийск» предлагает своим читателям совершить прогулку по историческим архитектурным строениям города.
 

Городской дом.

Одной из визитных карточек города уже более века является городской дом на улице Советов, 40. Это здание многие жители города до сих пор называют не иначе, как бывший Дворец пионеров. Решение о его строительстве было принято после того, как наш город стал центром Черноморской губернии.
Здание было построено в 1909 году, так что в этом году ему исполнилось 108 лет. В то время здесь находились Городская Дума, Управа, банк, библиотека и несколько магазинов. Здание считалось лучшим на Черноморском побережье.
1900_013.jpg
 
 
Старейшая достопримечательность.

Однако в нашем городе есть ряд строений, появившихся еще в 19 веке. Самое старое из них, ставшее достопримечательностью города – это здание на улице Революции 1905 года, 19. В нем сейчас располагается телерадиокомпания «Новая Россия».
В свое время этот дом принадлежал купцу Савве Обрадовичу, сербу по национальности. В нынешнем году зданию, которое было построено на территории упраздненного Константиновского укрепления, исполнилось 148 лет.
АЭРОФЛОТ_(2).jpg

 
  Волны и ветра не разрушили.

В 19 веке также был построен мол для защиты находящихся в порту судов. Его строительство было начато в 1888 году. При укладке первой бетонной плиты Восточного мола в присутствии императора Александра III  отслужили молебен. К строительству Западного мола в Цемесской бухте приступили в 1891 году.
мол_medium.jpg
 
 
   Ветеран с портовой.

В последние годы позапрошлого века на нынешней улице Портовой построили здание Коммерческого агентства. Долгие годы в нем располагались Управление Новороссийского торгового порта ныне – ОАО «Новороссийский морской торговый порт».
Первоначально улица, на которой находится здание, называлась Береговой.
1943_год_Памятник_Ленину_medium.jpg

 
   Зерновой гигант Европы.

В 1894 году в Новороссийске появилось огромное по тем временам здание элеватора. Строительство по проекту члена Петербургской академии наук С. Кербедза велось в течение трех лет. Элеватор мог принять 3 миллиона пудов зерна и был самым крупным в Европе. Предприимчивые владельцы для жителей и гостей города организовывали экскурсии по зданию.
элеватор_(2)_medium.jpg
 
 
  Гимназия нового века.

По проекту архитектора Лукашевича в 1900 году в Новороссийске возвели здание мужской гимназии, где ныне располагается технико-экономический лицей. Перед Первой мировой войной к зданию был пристроен спортивный зал. 
ТЭЛ_(2)_medium.jpg
 
 
   Здание в особом стиле.

Через год после открытия мужской гимназии по улице Вельяминовской  (ныне – Революции 1905 года, 33) заработала женская прогимназия. Фасад здания выполнен по проекту архитектора Н. Карлинского в дорическом стиле.


 
 1902_год._Женская_гимназия_medium.jpg
   

Спасибо, купец.

Здание нынешней библиотеки имение Максима Горького сооружено на углу улиц Серебряковской и Раевского в 1906 году. Оно принадлежало купцу Гурию Ларину. В здании находились банк, кинотеатр, кофейня и пивная.
1900-е_годы._На_улицах_города._medium.jpg
 
 
   Резиденция табачного магната.

В 1913 году по улице Воронцовской теперь – улица Карла Маркса появился особняк табачного магната Абрама Юкелиса. Причем сам Юкелис в особняке не жил, а сдавал его внаем. До войны здесь размещался Новороссийский горисполком, а во время оккупации здание заняли фашисты. В 1970 году, после строительства на улице Советов нового здания горисполкома, особняк был передан Новороссийскому политехническому институту.
ДОМ_ЮКЕЛИСА_(3)_medium.jpg
                                                          
 
   Вокзал - лицо города.

В июне 1888 года была торжественно открыта железнодорожная линия Тихорецкая – Новороссийск. Произошло это у здания городского вокзала. Первоначально Общество Владикавказской железной дороги предполагало построить вокзал ближе к центру. Однако жители города были категорически против, опасаясь, что железные машины станут калечить людей и домашний скот. Путешествие по железной дороге из столицы Российской империи до Новороссийска, по данным научного сотрудника Новороссийского исторического музея-заповедника Анны Зориной, занимало 54 часа. 
1888_год._Железнодорожный_вокзал._medium.jpg
   Позже к зданию было пристроено два двухэтажных крыла.
современный_вокзал_medium.jpg
 
 
Автор: Евгений Лапин.

Подробнее читайте на: http://novorab.ru/ArticleSection/Details/12536





Новости на Блoкнoт-Новороссийск
  Тема: Новороссийск Исторический  
0
0