Новороссийск Пятница, 19 апреля
Общество, 18.10.2019 21:00

Воспитателя уволили за трактовку детской сказки. Психолог о жестокости в сюжетах детских книг

"Измученная плясками в красных башмачках, Карен просит палача… отрубить ей ноги…" (Ганс Христиан Андерсен)

Нам всем читали в детстве сказки, а теперь мы их читаем своим детям. Однако иногда сюжеты историй для самых маленьких имеют совсем недетские эпизоды, наполненные жестокостью и насилием и способные наложить отпечаток на психику ребенка, а порой, даже перевернуть жизнь взрослого человека. 

Эта история произошла не в Новороссийске, а в Таганроге. Хотя георграфия в данном случае значения не имеет, ведь подобный инцидент мог случиться где угодно. Воспитателя одного из детский садов Таганрога уволили по решению суда с формулировкой "за психическое насилие над детьми" и виной тому детская сказка. Так, во время занятий в коррекционной группе (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) педагог читала детям произведение Ершова «Конек –Горбунок». Одного из малышей заинтересовала фраза «посадить на кол». «Что это значит?», -спросил ребенок. Воспитатель постаралась объяснить значение древней пытки: это наказание, которое означает, что кол проходил через его тело до самой головы, а потом человек умирал (цитата из протокола судебного заседания; источник «Царьград-тв»). Данная трактовка очень впечатлила одного из слушателей, он рассказал об услышанном родителям. А те, в свою очередь, подали жалобу на педагога, обвиняя в психическом насилии над ребенком, ведь после того злополучного урока он стал нервным, приобрел кучу страхов, начал страдать перепадами настроения и наотрез отказался посещать детский сад. И педагога наказали –женщина лишилась рабочего места по решению суда, да еще и с достаточно жесткой формулировкой. 

Вот так произведение Ершова обернулось стрессом для ребенка и увольнением воспитателя. Журналист «Блокнота» решила углубиться в тему сказок и допустимости их сюжетов для детского восприятия. Нужно ли читать малышам о волке, которому дровосеки «распороли брюхо», о висящих на железных крючьях восьми женах Синей Бороды, о сварившимся заживо царе в том же "Коньке-Горбунке" ? Стоит едва подключить фантазию и жутко становится даже взрослому, зачем это слушать детям ? 

- Взрослое и детское восприятие литературы отличаются. У взрослых мышление и восприятие реалистическое, а у детей – символическое. Глубинная часть психики ребенка воспринимает не фабулу сказки, а символы. Например, когда родители в сказке выгоняют своего ребенка в лес — это символизирует начало его самостоятельной жизни. Сказка предвосхищает эту ситуацию, и ребенок проигрывает отделение от родителей на бессознательном символическом уровне. В этом проявляется скрытая работа сказки. Слова, которые пугают родителей, такие как: «зарубил», «вспороли живот», воспринимаются детьми просто как слова. И если родители прочитывают их со спокойной интонацией, то и дети не акцентируют на них внимание, их гораздо больше интересует активное действие в сказке. Прежде всего воспитателям надо работать с психологами и быть подготовленными к таким детским вопросам, - прокомментировал Владимир Александрович Черников @chernikov_psycholog (психолог, гипнотерапевт) из Новороссийска. 

Мы привыкли, что сказка – это своеобразный ритуал перед сном. Прочли захватывающую историю, укрыли одеялом и пожелали спокойной ночи. А будет ли эта ночь спокойной после рассказов о Бабе-Яге, Кощее Бессмертном и о том, как «волк прыгнул в горячую яму, брюхо у него от огня и лопнуло». 

- На мой взгляд, детям можно и нужно читать сказки и в случае необходимости отвечать на возникшие вопросы, объяснять непонятные моменты. Только делать это надо без ярких красок и подробностей. Касаемо истории с воспитателем из Таганрога, ну сами подумайте, что она еще могла сказать? Кол проходит через тело человека, и он умирает. Все вполне приемлемо, без подробностей. Она же не стала рассказывать, как один за другим повреждались внутренние органы и откуда лилась кровь. С детьми нужно общаться, объяснять, рассказывать. Это касается не только сказок, но и жизни, например, откуда берутся дети, почему люди умирают и тд. Только делать это аккуратно, подбирая слова и выражения, без деталей. Не отдавайте ребенка во власть телефона или компьютера, он почерпнет эту информацию там, но какой она будет?! Нужно общаться, мы разучились это делать. Также следует учитывать имеющиеся особенности у некоторых детей. Деткам с нарушением психики нужен особый подход. Все идет из семьи. Если родители адекватные и общаются с ребенком на любые темы, у него не возникнет сильной реакции на информацию, полученную в школе или садике, - высказала свое мнение Ольга Зеленюк, преподаватель начальных классов с большим стажем. 

Сказка- произведение, которое в большинстве своем призвано научить чему-то хорошему. Почти всегда добро побеждает зло, а злодеи бывают наказаны. Некоторые зарубежные авторы (Братья гримм, Ганс Христиан Андерсен) давно приобрели славу "жестких" сказочников, однако каким-бы кровавым не получился сюжет, то, как воспримет его ребенок, во многом зависит от родителей. 

Натали Эн 

Новости на Блoкнoт-Новороссийск
0
0